Большинство знаменитых историй Бейлербейи, как и многих других многовековых дворцов, утеряны в тумане времени. Но множество потрясающих архитектурных особенностей и несколько неординарных событий, произошедших в здании, прославили дворец далеко за пределами первого моста через Босфор.
Дворец расположен в азиатской части Стамбула, на берегу пролива Босфор. Комплекс был построен в 1860-х годах как османская летняя резиденция султанов и дом для приёма иностранных глав государств. Сразу после завершения строительства дворец признали шедевром. Это было в немалой степени связано с определённой сбалансированной сдержанностью, которой здание отличалось от архитектурных аналогов Бейлербейи с их изобилием элементов рококо. Конечно, понятие «сдержанность» относительно, когда речь идёт о дворцах. Возьмем, к примеру, тот факт, что в строительстве было задействовано всего 5 000 человек, что можно считать скромностью, достойной похвалы, учитывая, что они строили и для кого.
Бейлербейи с его потрясающим фасадом, обращённым к Босфору, был построен таким образом, чтобы производить впечатление у проплывающих мимо людей. В приёмной есть фонтан и бассейн, а в большинстве комнат установлены люстры из французского хрусталя марки баккара. Две мраморные купальни, одна — для гарема, а другая (которая называя «селамлик») — только для мужчин, установлены у морской дамбы, поскольку с трёх сторон здания простираются большой ухоженный сад и роща.
Баланс между богатством и обособленностью создал во дворце атмосферу, благоволящую динамическому развитию человеческих взаимоотношений. Согласно одной особенно примечательной легенде, которая казалась бы слишком фантастичной, чтобы быть правдой, если бы она не была записана в анналах истории, императрица Евгения Французская посетила Бейлербейи во время экскурсии по Стамбулу, отмечая торжественное открытие Суэцкого канала. Мимолётная оплошность, допущенная Евгенией из-за незнания местных обычаев, привела к тому, что императрица совершила серьёзную ошибку, войдя во дворец под руку с султаном Абдул-Азизом. Не слишком обрадованная мать султана мгновенно ударила её по лицу, что быстро уведомило императрицу о её ошибке.
Во дворце также были комнаты для гарема, предназначавшегося для развлечения гостей, что считалось de rigueur (по фр. соответствующим этикету) на протяжении веков. Последний подобный случай «использования» гарема был в 1934 году, когда дворец посетил шах Ирана.
Гигантская скульптура кота, который будто бы бродит по ухоженной территории дворца, сегодня является самой необычной особенностью Бейлербейи. Фигура животного отлита из металла и примерно в десять раз превышает по размеру настоящих очаровательных диких кошек Стамбула. «Двор кота» вполне вписывается в общую картину дворца Бейлербейи. В целом, посещение дворца султанов не может оставить кого-либо равнодушным.