На Целийском холме в Риме, неподалёку от Колизея, возвышается громоздкое сооружение с толстыми стенами, напоминающее скорее крепость, чем церковь. Это здание — базилика Санти-Кваттро-Коронати («Четырёх венценосных мучеников»). История её была поистине бурной, но в ней чудесным образом сохранились некоторые из самых таинственных и впечатляющих сокровищ итальянской столицы: капелла Сан-Сильвестро, Готический зал и загадочный и суровый монастырский комплекс закрытого типа.
Название базилики само по себе представляет собой агиографическую загадку. Были ли эти четыре коронованных мученика солдатами и тайными христианами эпохи Диоклетиана, отказавшимися принести жертву богу медицины Асклепию (Эскулапу)? Или это были пять каменщиков (тогда что случилось с пятым?) из провинции Паннония, которые отказались вырезать статую того же Асклепия? Возможно, это были четверо совсем других малоизвестных людей из соседнего Альбано? В католическом календаре святых существует несколько групп мучеников со схожими житиями, что неизбежно приводит к путанице. Так или иначе, известно, что их смерть была мученической, а это считалось достаточной причиной для поклонения их мощам.
Базилика была построена в IV веке, в эпоху римского папы Мильтиада, однако только оригинальная апсида и некоторые подземные сооружения могут быть датированы этим периодом. Остальная часть раннехристианской церкви была перестроена в VI и IX столетиях. Базилика с её замечательной каролингской архитектурой была популярной остановкой по дороге к Латеранскому дворцу, резиденции пап в те века.
В ходе так называемого Великого разграбления Рима в 1084 году базилика была разорена норманнским завоевателем Робертом Гвискаром, оказавшим содействие папе Григорию VII в его принципиальной борьбе с императором Генрихом IV. После этих событий базилика была передана папой Пасхалием II бенедиктинцам. Своей схожестью с крепостью и необычными пропорциями Санти-Кваттро-Коронати обязана кардиналу Стефано Конти, превратившему в беспокойном XIII веке здание в своеобразное убежище для пап во время их бесконечного конфликта с императорами Гогенштауфенами. Укрепления до сих пор сохранились, а массивная колокольня IX века над главными воротами является старейшей в своём роде в Риме.
Современный вид базилики в основном сложился в XI столетии. Этому веку мы также обязаны одним из величайших сокровищ церкви, фресками капеллы Святого Сильвестра (Сан-Сильвестро). В них содержалось громкое политическое заявление того времени: фрески изображают идеализированные отношения между папой Сильвестром и византийским императором Константином I Великим, ключевыми фигурами важнейшего поддельного документа, известного как «Константинов дар», согласно которому император якобы предоставил римским папам высшую светскую власть в качестве благодарности за своё чудесное исцеление от проказы. Яркие фрески изображают апокрифические истории об обращении Константина в христианство и были призваны служить убедительным напоминанием мятежным императорам Гогенштауфенам об их подчинённом положении по отношению к Римско-католической церкви.
Позднее, в эпоху изгнания папства во французском Авиньоне, базилика пришла в упадок. Восстановлена она была в XVI веке и передана монахиням-августинкам. Вторая архитектурная жемчужина — захватывающий монастырский комплекс начала XIII века. Попасть в него можно из левого нефа церкви. Он возведён в романском стиле с портиком, расписными арками, сполиями, капеллой Санта-Барбара (святой Варвары Илиопольской) со средневековыми фресками, зеленью и центральным фонтаном. Это одно из самых уединённых и тихих мест в современном мегаполисе.
Третье сокровище базилики - Готический зал. Он расположен на втором этаже Большой башни дворца (палаццо) Конти. Многочисленные фрески XIII века были обнаружены лишь в 2002 году под слоем штукатурки. Вероятно, это был зал, где вершилось правосудие. Он представляет собой редкое свидетельство влияния эпохи готики на римское искусство. Здесь можно увидеть символические изображения месяцев, времён года, наук, добродетелей, и многого другого.
Полезно знать
Экскурсии в Готический зал обычно проводятся 2-3 дня в месяц. Посещение необходимо бронировать на сайте заранее.
В капеллу Сан-Сильвестро можно попасть, заплатив 1 евро монахине-августинке, сидящей у входа. В монастырь за небольшую плату можно войти через дверь в левом нефе церкви.
Базилика, монастырь и капелла открыты с понедельника по субботу с 10:00 до 11:45 и с 16:00 до 17:45. Монастырь закрыт по воскресеньям.