В 1864 году известный французский путешественник Луи Русселе описывал «огромный слой воды, покрытый цветочными лотосами, среди которых обитают тысячи водных птиц». Его впечатлили эти колодцы, на берегах которых раскинулись зеленые джунгли. Он описывал сцену не на берегу озера или одну из знаменитых индийских ритуальных лестниц (гат), его впечатлил древний колодец размером с большой пруд.
В северных индийских штатах Раджастхан и Гуджарат проблема воды существовала испокон веков. На краю пустыни Тар сначала бушуют сезонные муссоны, а затем почти сразу вода исчезает. Летом, когда температура достигала 45 градусов, вода быстро уходила из прудов с илистым дном. Необходимо было найти решение вопроса для обеспечения водой местных жителей и путешественников, которые проходили по торговым путям.
В первом веке скользкие берега крупных рек были покрылись цепочками гат, длинными неглубокими лестницами и лестничными площадками. Тот же подход был применен к строительству нового типа колодцев.
Самые ранние ступенчатые колодцы начали строить около 550 года, но самые известные были построены в средневековые времена. По оценкам, в двух северных штатах было построено более 3000 ступенчатых колодцев. Хотя многие из них пришли в упадок, были затоплены или засыпаны мусором, сотни скважин все еще существуют. В одном только Дели их более 30.
Чанд Баори в Абанери, недалеко от Джайпура, Раджастан, является одним из крупнейших, если не самым большим, из ступенчатых колодцев. Он также один из самых зрелищных: Чанд Баори представляет собой глубокую четырехстороннюю постройку с огромным храмом на одной из сторон. Около 3500 террасных ступеней в стиле художника Эшера спускаются по трём сторонам на 13 этажей вниз. Общая глубина колодца составляет на глубину 30 метров. Строительство датируется 10 веком и посвящено Харшат Мате, богине радости и счастья.
Вода играет особую роль в индуистской мифологии, это граница между небом и землей, известная как тиртха. Как своего рода искусственная тиртха, ступенчатые колодцы стали не только источниками питьевой воды, но и прохладными прибежищами для омовения, молитвы и медитации. Колодцы называются многими именами. В индуистском языке это баори, баоли, бауди, бавди или бавади. На гуджарати, на котором говорят в Гуджарате, их обычно называют вав.
Архитектура скважин варьируется в зависимости от типа и местоположения, а также от того, когда они были построены. Два распространенных типа - это ступенчатый пруд с большим открытым верхом и колодец с градуированными сторонами, встречающимися на относительно небольшой глубине. Ступенчатый тип обычно включает в себя узкую шахту, защищенную от прямых солнечных лучей полной или частичной крышей, заканчивающуюся более глубоким закругленным концом колодца. Возле многих колодцев возведены храмы и зоны отдыха. Вначале многие из них были окрашены в яркие краски на основе извести, и теперь на некоторых можно увидеть остатки былой роскоши.
Состояние ступенчатых колодцев резко ухудшилось в годы британского владычества, британцы были в ужасе от антисанитарных условий. Они считали их крайне непригодными для купания. Кроме того, они считали, что питьевой эту воду назвать нельзя никак. Британцы начали монтировать насосы и трубы и в конечном итоге запретили использование колодцев почти по всей Индии.
Часть оставшихся колодцев заброшены, часть высохли. Местные дети занимаются тут нырянием, что со стороны кажется безумно опасным.