Знакомство с Индией. Ладакх
10 октября 2018 в 12:54

Ладакх сент. 2018
1177 0 0 16 мин

Все началось с того, что друзья (Слава и Денис) - любители покорять горные вершины, позвали меня на преодоление шеститысячника Сток Кангри, что в Индии, Ладакх. Я согласился практически сразу, хотя до этого ни разу не был за границей.

Слава слева и Денис справа. Едем в Москву на самолет

Подготовка

Следует сказать, что к поездке мы готовились тщательно, как физически, так и морально. Каждую неделю мы с Денисом совершали десятикилометровые пробежки по парку, и все втроем "покоряли" 16-этажку. Специально к поездке я даже приобрел экшн-камеру, чтобы в процессе отснять интересный материал и по приезду смонтировать видеоролик. Но накануне отъезда, отформатировав карту памяти, я благополучно оставил камеру на столе, о чем догадался лишь в поезде по дороге в Москву.

Отсутствие свободного времени и лишних денег перечеркнуло идею о покупке такой же камеры в столице, зато 4 батарейки от нее путешествовали со мной до самого конца...

Индия

Вылетев из Шереметьево в Дели, мы ступили на индийскию землю через 6 часов. За 30 минут до посадки нам раздали мини-анкеты, где требовалось указать свои паспортные данные, профессию и место, где планируем остановиться в Индии. Эти анкеты нужно было отдать в аэропорту Дели, где перед получением багажа нам проставили местную визу, которую мы предварительно оформляли через интернет за 100$. Еще в аэропорту снимали отпечатки пальцев и сетчатку глаза.

Из Дели мы вылетали в Лех, но с другого терминала. На входе военный проверял, имеются ли у нас билеты на рейс. Тут важно иметь распечатанный билет на английском языке, чтобы не возникло лишних проблем.

На стойке регистрации у меня спросили, есть ли в сдаваемом багаже батарейки, повербанки и прочее. Я сказал, что есть батарейки от фотоаппарата, а в сдаваемом багаже они потому, что такое требование на сайте авиакомпании. На что мне сказали, что нельзя батарейки провозить в сдаваемом багаже. Да, к тому моменту мы уже благополучно обмотали рюкзаки пятерным слоем пищевой пленки. Недолго думая, я пошел к другой стойке и без вопросов сдал свой багаж.

Индийские авиалинии, конечно, отличаются от наших, но это тема отдельного поста... Приземлились в аэропорту Леха, получили багаж и наконец-то попали в город. Близ аэропорта взяли такси до офиса, где оформляются пермиты, заплатили за них по 50$ и получили разрешение в определенный период времени находиться на территории национального парка. Дошли до нашего отеля и легли спать.

Начало трека

Отоспавшись, пошли на местную автостанцию, заказали такси до Martselang, откуда и начали свой путь. Водитель больше был похож на тибетца, нежели на индийца. Так оно и оказалось. От него мы узнали, что в Индии вообще много языков, каждая область использует свой язык и жители могут не знать хинди или английского. Узнали, как будет на местном ладакхском приветственное слово - julley (джулей).

Bus station, Leh

Martselang - Shang Sumdo

Доехав до места, нам предстояло пройти около 10 км по автомобильной дороге. Так мы дошли до местной деревушки под названием Shang Sumdo, хотя здешние надписи говорили, что это Чанг Сумдо. Деревушка эта находится на высоте 3700, поэтому цивилизация туда не дошла. Хотя даже были протянуты электрические провода, но пришедший вместе с нами дождь оставил жителей без света.

Подошли к первому домику, цена за ночь - 1200 рупий с человека. Комната - как подвал. Предложили подняться на второй этаж. Кто же знал, что на лестнице все ковры в воде :) Изрядно промочив ноги, спустились на первый этаж и решили все же остаться в этой темной комнате. Всяко лучше, чем в палатке под дождем.

Комната-подвал в Shang Sumdo

Как оказалось, 1200 помимо ночлега включало еще и трехразовое питание. И пусть блюда были своеобразные (из того, что можно было вырастить на такой высоте), оказались они весьма кстати. Там мы попробовали горный масала-чай и местные галушки с брокколи :)

Вечерняя трапеза

Слава брал с собой электронный термометр, которым можно было замерять температуру внутри и на улице. Наутро посмотрели показания - в комнате температура опускалась до 10°С, а на улице до 2°С. А еще за окном лежал снег.

Вроде бы маленько припорошило?

Пришло время идти, а на дорожку хозяева приготовили нам пакеты с едой - вареная картошка, яйцо, сок, шоколад. Да, а ведь сначала мы не хотели тут оставаться...

Shang Sumdo - Chokdo - палатка

Дальше нам предстояло пройти около 15 км, которые из-за выпавшего снега дались нам очень тяжело. По пути встречались кони, яки, косули (или как их правильно назвать?). А людей всего пара человек.

Коней мы пропускали

Як нас обходил

А косули стремительно проносились вниз по склону

В общем мы прошли Chokdo и что-то еще. Тамошние старожилы сказали, что на перевале Kangmaru La снега по колено, но мы планировали остановиться до перевала. Шли без солнцезащитных очков и кремом не мазались, потому что погода была пасмурной. Как оказалось, это сыграло с нами злую шутку, о чем будет дальше.

Для иллюстрации вот фото того, насколько выматывающим оказалась дорога до этого места кемпинга.

Прилег на свой рюкзак, чтобы восстановить силы :)

Мы пришли на место после обеда, разбили палатку прямо на снегу на более-менее ровной поверхности, предварительно расчистив ее от видимых камней. Поужинали и легли спать, ведь темнеет в горах рано.

Палатка трехместная, я лежал в середине. Ночью почувствовал дикое жжение в глазах, когда пытался их открыть. Присел и начал протирать глаза рукавом флиски, думал что-то попало. Слава поинтересовался, все ли в порядке, но мне было хреново. Открыть глаза было нереально из-за жжения, закрытыми тоже жгло, но меньше. Как я понял, это происходило из-за того, что организм бурно выделял соленые слезы, дабы держать глаза во влажной среде, а влага испарялась очень быстро. Хорошо что в палатке был термос с теплой водой. Я наощупь промыл глаза и попытался уснуть. Проснувшийся Денис сказал, что скорее всего это снежная слепота, которая быстро пройдет, а также обнадежил, что со зрением все будет хорошо.

С таким настроением я все же уснул, несколько раз просыпался, но зажмурившись, снова ложился. Наутро промыл слипшиеся глаза и открыл их... Никакого жжения не было, красота!

Но тут у Дениса появились похожие симптомы на левом глазу. А это означало, что идти дальше нам нельзя. Решили подождать денек на этом месте, у нас были запасные дни, тем более что вокруг было действительно красиво.

После завтрака Слава решил пойти к перевалу высотой 5120 для лучшей акклиматизации, я составил ему компанию, но еще раз убедился, насколько труднее идти по снегу, нежели по тропе без него. Организм выдохся после набора 100м высоты, когда прошли около 1 км. Слава отправился дальше, а я остался ждать его в тени под скалой.

Чтобы было понятно, Слава - как танк, прет и прет, и ничто его не берет...

Он прошел вперед еще около 2 км, вернулся назад и мы вместе пошли до палатки. Вниз идти естественно было легче. У Дениса значительных улучшений не было.

Ближе к вечеру, мне опять стало хреново - по ощущениям поднялась температура, заложило нос и начался кашель. Выпил парацетамол с витамином С, рассосал колдрекс и лег спать. Накануне мы решили, что если наутро нам обоим не станет лучше, то по возможности пойдем вниз.

Наутро у Дениса появились улучшения, а я чувствовал, что вверх идти в таком состоянии не смогу. Еще один день на этом же месте ждать смысла нет, поэтому решили все втроем идти вниз - здоровье важнее всего.

Предварительно ребята раскидали по своим рюкзакам общее снаряжение, тем самым облегчив мою задачу на 4-5 кг. Еще мы оставили там половину еды. После этого рюкзак на спине практически не чувствовался...

Спуск вниз

Я думал, что в этот день мы легко дойдем до места нашей первой ночевки - в комнате-подвале, но все оказалось не так просто.

Вышли мы рано, лишь только солнце начало освещать верхушки горных исполинов, которые нас окружали. Камни, по которым мы прежде спокойно пересекали реку, заледенели. Шагать по ним стало не так уж и просто.

Благо снег за два дня успел сойти, и проходя теми же тропами назад, мы наблюдали совершенно другие пейзажи. Если раньше сплошь все было покрыто снегом, то теперь перед нами предстала совсем иная долина - сухие тропы, горные хребты, а в низине зеленое царство.

Если бы не плохое состояние, я бы шел с радостью. Но усталость накапливалась, хоть мы и двигались вниз. Наконец мы добрались до Shang Sumdo, но оставаться там на ночь не хотели, поэтому стали искать транспорт, чтобы поехать ниже.

Тот самый домик с темной комнатой-подвалом

Как оказалось, на последний автобус мы опоздали, а такси вызвать не получится, потому что связь здесь не ловит. Местные сказали, что ближайший пункт, где можно нанять такси - это Karu. Слава глянул по навигатору, этот Karu был еще дальше того расстояния, что мы уже прошли сегодня. Немного отдохнув, все же решаемся идти пешком до этого населенного пункта.

Это были одни из самых тяжелых часов трекинга, которые мне приходилось переживать. Общая усталость, малое количество воды с собой, асфальтированная дорога - все это заставляло организм работать на износ.

В Karu мы зашли по мосту через реку Инд
Вот так красочно оформленному

Да, мы дошли до этого места, взяли такси и поехали в Лех. Эмоций уже не было, я ехал с закрытыми от усталости глазами. В Лехе мы разместились в том же отеле, что и изначально. Как же было приятно при заселении снять свою обувь, уже будто приросшую к ногам...

У ребят был план - отдохнуть пару дней в Лехе, а потом продолжить маршрут. Он был выстроен так, что первая половина включала акклиматизацию путем хождения по перевалам, а вторая - собственно восхождение на Сток Кангри.

Спустя день Слава и Денис отправились на автобусную станцию, откуда поехали в Rumbak. Я же остался в Лехе, дожидаясь их возвращения обратно.

Лех

Оставшись наедине с этим городом, первые дни я не хотел выходить из отеля, но нужно было сходить за лекарствами. На моем английском с помощью жестов и мимики я все же дал понять аптекарям, что мне нужно, и заплатив всего 250 рупий, получил нужные лекарства.

Через несколько дней я уже уверено мог передвигаться по ближайшему району города, не чувствуя себя чужаком.

Перед отъездом Слава предложил мне взять тур у местных операторов, чтобы исследовать достопримечательности города. Но я решил этого не делать, потому что все равно вряд ли что-то понял бы из уст гида. Поэтому открыл заранее скаченный maps.me и отметив все достопримечательности на карте, составил себе маршрут на следующий день.

Leh Palace. Расположен на горе выше уровня города, поэтому виден с любой его точки

Маршрут включал изучение той части города, где находился Leh Palace. Связь на туристической симке у меня не ловила, а местную я брать не стал, потому что хватало наличия wifi в отеле и местных кафе. Проблемой было то, что не определялось текущее положение по GPS, поэтому по карте приходилось ориентироваться на ощупь - по вывескам вокруг.

Main Bazaar - главная торговая улица города. На фото все магазины закрыты

К дворцу я прошел через Main Bazaar, откуда есть выход в старую часть города. По пути встретил молодежь из Китая, вверх пошли вместе. Когда я сказал, что из России, они показали "лайк" и сказали, что "Russia is very good country".

Добравшись до дворца, я сделал пару фото и пошел выше, к еще одной достопримечательности на карте. Китайцы остались сидеть на лавочке возле Leh Palace.

Надпись на щите: археологический обзор Индии

Идти было привычно, хотя и чувствовалась одышка при наборе высоты. Подходя ближе, я все четче видел большой храм. На вывесках значилось "Temple Castle" или "Castle at Tsemo" и описывалась его история.

Вид оттуда шикарный - весь город как на ладони. Жаль, что в наличии был только телефон. Поднявшись на самый верх, я услышал молитвенные песни монаха, который там живет. Внутрь заходить не стал, не хотел отвлекать.

Вид на город с высоты Leh Palace

Следует сказать, что в тот момент загар давал мне некую схожесть с местными, на голове у меня была кепка с длинными ушами, а на ногах тапочки. Так вот, когда я спускался вниз, встретившиеся люди спросили, открыт ли храм, видимо думая, что я здешний монах. Я сказал, что "только что открыл его" и показал жестами, как пройти на самый верх. Да, без юмора было бы не так интересно жить)

Спустившись до Leh Palace, обнаружил китайцев на той же лавочке, хотя прошло уже минут 30.

Оставив изучение остальных достопримечательностей на следующие дни, я отправился на место постоянной дислокации - в отель.

На следующий день пошел смотреть на местное озеро Karzu Pond, но дойдя до места, был разочарован его отсутствием. Огороженный круг, но в нем лишь болото. Местные сказали, что зимой там заливают каток, чтобы можно было встать на коньки и повеселиться.

Озеро Karzu Pond

По пути назад хотел посетить Центральный Азиатский Музей. Вход стоил 50 рупий, но в тот момент никого не было. Не стал заходить внутрь, однако сделал несколько фотографий, чтобы понять внутреннюю атмосферу.

После чего отправился в отель. Прилег на пару часов, а проснулся в связи с возвращением ребят. Изначально я рассчитывал увидеть их на день-два позже, но к общей радости воссоединение произошло раньше.

Наконец-то можно было поговаривать на родном языке! Ребята вкратце рассказали о восхождении и показали фотографии, но этому лучше посвятить отдельный рассказ...