В 1960-х годах писательская слава Томаса Мёртона привлекла к нему внимание общественности. Монаху не подобает быть знаменитым, злым или критичным, но он сочетал в себе все эти качества, зачастую неутомимо критикуя социальные и политические события того времени. Мёртон построил себе скит, но так и не смог полноценно пожить столь желанной отшельнической жизнью.
Мёртон родился в 1915 году во Франции и иммигрировал в США, потеряв обоих родителей ещё будучи подростком. Поиски смысла и скептицизм в отношении зарождающегося модернизма привели его к тому, что в возрасте 25 лет он стал послушником в аббатстве Девы Марии Гефсиманской недалеко от Бардстауна, штат Кентукки.
При изучении книг о монашеской жизни в библиотеке внимание Мёртона привлекла фотография цистерцианских монахов за работой. Цистерцианцы (они же трапписты) соблюдают строгое молчание в своей повседневной жизни, и монахам приходится пользоваться языком жестов для общения. Подробности можно прочитать в автобиографии Мёртона «Семиярусная гора». Он критически относился к технологиям, обществу потребления и другим зависимостям, видя, как эти аспекты современности заглушают духовную жизнь. Мёртон был противником как капитализма, так и коммунизма XX века, находился в вечном поиске и был исключён из списка «образцовых католиков» из-за его склонности к медитации, критической позиции, симпатии к восточным религиям и неутихающего интереса к дзен-буддизму.
В 1950-х годах литературная слава, которую Мёртону принесла его автобиография, привлекла внимание потрясённой войной страны. Мужчины и женщины стали стекаться в монастыри и обители под впечатлением от его книги. Он продолжал писать и комментировать расизм, ядерную войну, экономическую, социальную и политическую несправедливость, абсурдности современной жизни и борьбу за то, чтобы оставаться человеком. Многие его работы вызывали гнев настоятелей, которые осуждали Мёртона, говоря, что монах не должен комментировать подобные вещи.
Из-за проблем со здоровьем Мёртону часто приходилось бывать в больнице в Луисвилле, где у него завязались романтические отношения с медсестрой Марджи Смит. В итоге один из монахов подслушал их телефонный разговор и доложил обо всём аббату. На протяжении всей своей жизни Мёртон всегда оказывался в противоречии с настоятелями. Ему нравилось принимать гостей за бокалом пива, и он нарушал правила ограниченной переписки (в то время монахам разрешалось четыре письма в год) и путешествий (Мёртон путешествовал по всему миру, хотя цистерцианцы, как правило, привязаны к своему монастырю). Мёртон не оправдывал свою человеческую натуру и изо всех сил старался сохранить свои монашеские обеты. Он всегда был противоречив, но продолжал служить в монастыре. Он являлся воплощением противоречий, борьбы и абсурдов, с которыми приходится жить каждому человеку.
Поиски Мёртоном уединения привели его к нескольким импровизированным скитам. Поначалу он периодически жил в стальном контейнере для зерна. Затем — в самодельной лачуге на территории монастыря. В 1965 году ему было выдано разрешение на официальное строительство скита и проживание в нём. Его скит по-прежнему используется другими монахами. По сути, Мёртон вновь привнёс идею отшельнической жизни в свой монашеский орден, и теперь в этой обители принимают монахов, которые хотят стать отшельниками.
10 декабря 1968 года Мёртон находился недалеко от Бангкока на монашеской конференции. После выступления он удалился в свою комнату отдохнуть, где его впоследствии нашли мёртвым в одних шортах. Согласно официальному свидетельству о смерти, выданному тайцами, причиной смерти стала «внезапная сердечная недостаточность». В полицейском отчёте говорится, что в результате сердечной недостаточности монах потерял сознание и ударился о вентилятор, стоявший в комнате. Вскрытие, которое могло бы объяснить кровоточащую рану на затылке, проведено не было. Конечно, существуют различные теории о смерти Мёртона, был ли это несчастный случай или убийство. Его последними словами была речь во время выступления на конференции об отчуждении и Карле Марксе. Это образец его иронии и пророческой мудрости: «...так что я исчезну из поля зрения, и мы все сможем выпить кока-колы или чего-нибудь ещё».
Полезно знать
Остановиться в ските может любой желающий. Религиозная принадлежность к римско-католической церкви не обязательна. Пожертвования приветствуются. Скит Мёртона находится к северу от аббатства на территории, где проживают монахи, поэтому лучше всего попросить разрешения, чтобы вас сопроводили туда.