Это культовое произведение, названное критиком-искусствоведом Джонатаном Джонсом «Сикстинской капеллой немецкого искусства», столь же жестоко, сколь и фильмы Квентина Тарантино. На графических панелях рассказана история жертвенности Иисуса Христа.
Алтарь был изготовлен между 1512 и 1516 годами по заказу монастыря Святого Антония в Изенгейме. Монахи прихода заботились о крестьянах и социальных париях (отвергнутых обществом), страдающих от болезней кожи, особенно от чумы и заболевания, когда-то известного как «огонь Святого Антония». Недуг развивался при отравлении спорыньёй. Из-за несоблюдения санитарных норм грибок часто поражал хлеб и другие изделия из ржи и, реже, из других зерен. Отравление спорыньёй, или эрготизм, может проявиться в двух состояниях: судорожном и гангренозном. Первый тип поражает нервную систему и вызывает конвульсии и болезненное сведение конечностей, перекручивание шеи и яркие галлюцинации. Второй ограничивает приток крови к рукам и ногам, что приводит к инфекциям, запускающим некроз тканей, который без проведения срочной ампутации начинает быстро распространяться. В 1930-х годах швейцарский учёный проводил серию опытов с целью найти медицинское применение спорынье. Результатом экспериментов стало появление первой синтезированной производной ЛСД.
Монахи в Изенгейме оказывали посильную помощь пациентам с эрготизмом. Они обрабатывали их раны противовоспалительными мазями, кормили их хлебом без спорыньи и поили напитком saint vinage. Алкогольное «лекарство» представляло собой освящённую смесь трав и мощей Святого Антония, погружённую в креплёное вино. Медицинская миссия монастыря создала собственный банковский счёт, который монахи использовали для приобретения многих чудесных произведений искусства. Коллекция стала источником опасности для монастыря в последующие годы, привлекая вандалов и мародеров. В 1792 году в разгар французской революции Изенгеймский алтарь и многие другие сокровища были спешно вывезены из монастыря. Во избежание повреждений и воровства алтарь был перемещён в местное отделение французской национальной библиотеки. Сегодня он выставлен в музее Унтерлинден в Кольмаре.
Рисунки и фигуры на панелях изображают монахов, занятых лечением. Алтарь организован как полиптих, что означает, что в его конструкции есть по крайней мере три окрашенные откидные панели, которые открываются и формируют другую плоскость. Створки расписаны Маттиасом Грюневальдом, а скульптор Никлас фон Хагенау изготовил деревянные фигуры, расположенные в центре работы.
На закрытом полиптихе изображены гангренозный и подобный трупу Христос, страдающий на кресте, убитая горем Богородица, Мария Магдалина, а также апостол Иоанн с одной стороны и Иоанн Креститель с другой. Над головой Крестителя золотой краской написан текст, который переводится как «Он должен расти, а я должен уменьшаться», что является для зрителей явным указанием на то, что покрытый ранами Христос определённо является Богом, которому будет суждено воскреснуть и победить смерть. У ног Христа находится жертвенный ягненок, из груди которого в кубок льётся кровь, что является символом жертвенного аспекта Страстей Христовых и заставляет зрителя задуматься о собственном спасении. Под панелями изображена сцена погребения Христа, а на боковых разворотах — мученичество Святого Себастьяна и Святого Антония, преследуемых или искушаемых монстром. Оба святых были известны как целители. Связь со Святым Антонием очевидна, а Святой Себастьян является небесным покровителем поражённых чумой.
«Распятие» Грюневальда открывалось перед паломниками и больными кожными заболеваниями во время празднований в честь Девы Марии, и для этого панели и створки под ним раскрывались. Средняя часть полиптиха рассказывает историю Марии. На левой створке изображено Благовещение, когда Богородице сообщили, что она родит Сына Божьего. Далее следует панель с симфонией ангелов, празднующих рождение Иисуса, что лежит в пелёнках в руках Марии. Справа Иисус выходит из гробницы, чтобы принести спасение миру.
Иногда паломникам и страдающим эрготизмом могло посчастливиться увидеть среднюю панель, открывающую финальную сцену. Последняя, центральная панель украшена скульптурами Никласа фон Хагенау. Святой Антоний занимает центральное место в скульптурной композиции, его окружают маленькие фигурки, предлагающие ему подношения. Святой Августин и Святой Иероним, двое из четырёх широко признанных великих богословов ранней церкви, расположены слева и справа соответственно. Под центральными скульптурами изображены Христос и Двенадцать Апостолов. На левой створке Грюневальда показана встреча святого Антония с аскетом Святым Апостолом Павлом. У их ног растут травы, используемые в священном виноделии. Справа находится изображение Святого Антония, истязаемого демонами, которые разрывают его тело. Один из монстров бездельничает в левом нижнем углу панели, обнажая вытянутый живот и голые руки и ноги, покрытые повреждениями, которые имитируют гангренозный эрготизм. Возможно, изображение ленивого демона использовалось в качестве своего рода диагностического инструмента новичками или неуверенными монахами, пытающимися помочь новым пациентам.
Изенгеймский алтарь вдохновил многих мыслителей и культовых художников. Философ Элиас Канетти однажды попытался остаться в Унтерлиндене после закрытия, написав в мемуарах: «Я желал остаться незамеченным, чтобы я мог провести там ночь». Алтарь сыграл значительную роль в творчестве композитора Пауля Хиндемита. Увиденное произведение искусства вдохновило его на создание оперы о Грюневальде. Пабло Пикассо также черпал вдохновение в алтаре, создав целую серию композиций, написанных пером и тушью, которые основаны на «Распятии».