Буонталенти — крупнейший из трёх больших гротов во Флоренции наряду с Мозе (грот Моисея) и гротом Адама и Евы XIX века. Его название означает всего лишь фамилию архитектора Бернардо Буонталенти, который спланировал и построил это сооружение где-то между 1583 и 1593 годами, но за более чем 400 лет это слово в местном сленге стало синонимом эпитета «огромный».
Грот Буонталенти в садах Боболи во Флоренции — нечто значительно большее, чем просто пещера. Его строительство было заказано Франческо I Медичи для завершения грандиозного плана Джорджо Вазари по созданию огромного сада, который оставался до конца не реализованным.
По обеим сторонам обрамлённого колоннами входа в грот Буонталенти есть две ниши со скульптурами, изображающими Цереру и Аполлона. Они созданы Баччо Бандинелли и изначально являлись частью сада Вазари.
Какими бы великолепными они ни были, эти две скульптуры вряд ли можно назвать самой впечатляющей или привлекательной частью грота. Фасад полностью покрыт образованиями похожими на сталагмиты. В центре изображён тимпан, а герб Медичи поддерживается двумя мозаичными женскими фигурами, символизирующими Мир и Справедливость. Фасад, на котором всё это расположено, также украшен мозаичными рамками с изображением морских козлов и других мифических существ.
Оказавшись внутри, посетители замечают, что грот Буонталенти разделён на три проходных помещения. Стены первого, самого большого, украшены искусственными сталактитами и сталагмитами, губками, камнями и раковинами, выложенными в виде антропоморфных фигур. Эти узоры, вырезанные Пьетро Мати, должны напоминать природный грот, но со своей изюминкой.
Здесь, в главном «зале» искусственной пещеры, в центре потолка есть отверстие, где когда-то был устроен пруд. До реставрации всё помещение было заполнено гидротехническими сооружениями, а колебания воды создавали на стенах переливчатое мерцание. Отверстие обрамляют потолочные фрески Бернардино Почетти с изображением диких животных и сатиров.
Оформление второго помещения перекликается с дизайном первого. Оно украшено фресками с изображением Минервы и Юноны. В третьем зале также есть ниши и фрески, но отличает его от двух других дополнительный элемент — фонтан из зелёного мрамора. Потолок здесь изображает небо с птицами.