«Это было только прологом. Там, где сжигают книги, в конце концов сжигают также и людей». Генрих Гейне, 1820 год.
Эти отрезвляющие слова украшают бронзовую доску, которую вы найдёте на брусчатке в центре площади Бебельплац. Рядом находится панель из толстого стекла, выступающая как окно в подземную комнату. В этом помещении расположены книжные полки, места на которых достаточно для хранения 20 000 томов. Но каждая полка символична пуста. Израильский художник Миха Ульман создал данную инсталляцию и назвал её «Библиотека».
Большая часть Европы всё ещё таит шрамы, оставленные нацистским режимом. Площадь Бебельплац, ранее носившая название «площадь у Оперы», — это один из примеров подобной исторической травмы. Многие из граничащих с площадью зданий, ныне восстановленных, были разрушены во время битвы за Берлин в ходе Великой Отечественной войны. Но события на Бебельплац, увековеченные различными табличками и инсталляцией, произошли гораздо раньше, в те времена, когда многие жители Берлина ещё были очарованы нацистской идеологией и идеей «чистой» культуры.
15 мая 1933 года из Главного управления печати и пропаганды Немецкого студенческого союза прозвучал призыв к студентам предпринять общенациональные действия против «Негерманского духа» и очистить университеты от «еврейского интеллектуализма». Студенты в нескольких университетских городах ответили на призыв, и в знак солидарности, который предвещал очень мрачные дни, было уничтожено около 25 000 книг. «Площадь у Оперы» стала известна как место одного из самых известных в истории фактов сожжения книг.
Толпа из более чем 40 000 человек, включая самого Йозефа Геббельса, произносила речи и пела, пока тысячи книг, написанных как немцами, так и иностранными авторами горели в большой куче. Труды Джека Лондона, Карла Маркса, Хемингуэя и многих других великих писателей превращались в пепел, пока Геббельс кричал о чистоте в немецкой культуре. Некоторые из «нечистых» авторов лично присутствовали на процедуре, чтобы засвидетельствовать уничтожение своих работ. Среди них был Эрих Кестнер, которому, несмотря на «травму», полученную при нападении на его труды и свободомыслие, повезло. Он покинул страну в изгнании, избежав судьбы многих из его современников — неугодных авторов ссылали в лагеря смерти и казнили.
Сегодня площадь отражает новый Берлин: здания были восстановлены, и площадь снова наполнилась счастливыми людьми, музыкой и смехом. Площади даже дали новое имя, Бебельплац, чтобы перечеркнуть её прошлое и начать всё сначала. Но следы ночи цензуры не исчезли окончательно — повсюду установлены напоминания о ней. Наряду с установкой инсталляции «Библиотека», на площади находятся несколько мемориальных досок, а также гигантский бетонный устойчивый к огню памятник в форме стопки книг.