В старейшем музее Борнео хранится не только редкая историческая таксидермия, но и выставка, которая помнит историческую (если не варварскую) культуру охоты на голову.
В 1891 году, второй Белый Раджа Саравака, Чарльз Брук начал работы по строительству музея, ставшего самым старым музеем на Борнео. На этот план его подтолкнул его друг и известный британский натуралист Альфред Рассел Уоллес, в то время изучавший Малайский архипелаг, собирая образцы для исследования.
Архитектура викторианского периода, спроектированная после Ратуши Нормандии, пережила японскую оккупацию Малайи (1941-1945) во время Второй мировой войны. Музею посчастливилось попасть под защиту японского офицера, благодаря чему он был лишь немного поврежден и разграблен. Это большая удача ещё и потому, что коллекция естественной истории, размещенная в этом музее, считается одной из лучших в Юго-Восточной Азии и восходит к династической английской монархии семьи Брук (1841 – 1946).
На первом этаже музея Саравака вы найдете таксидермированные экспонаты, застывшие во времени в своих деревянных и стеклянных витринах, всегда настороженные из-за множества посетителей, которые десятилетиями ходили по Галерее естественной истории. Они видели, как менялся мир, хотя сами экспонаты остались прежними, если не сказать несколько разложившихся со временем.
Большая часть коллекции происходит из эпохи Брука, когда таксидермические процедуры проводились не в Сараваке, а целиком и полностью в Британии. Эта работа имела место в 1800-х годах, поэтому доставка морем занимала около трёх месяцев в каждую сторону, но хрупкие грузы замечательно справлялись с прибытием в место назначения без ущерба.
В данном случае речь идет о выставке орангутангов. Как гласит история, первый Раджа Саравака Джеймс Брук, застрелил двух орангутангов во время охоты. Он упаковал их в лёд, отправил в Британию на таксидермию и установку на постаменты, а затем отправил обратно в музей Саравака. Сегодня этот экспонат вместе с другими экспонатами той эпохи остался таким же, каким был в Галерее естественной истории. Эта галерея является домом для различных таксидермированных образцов, включая приматов, птиц, кошек и грызунов, найденных на Борнео.
Однако коллекция естественной истории - не единственное, что привлекает в музее Саравака. На первом этаже представлены этнографические артефакты коренных народов Саравака, в том числе обширная коллекция традиционных церемониальных масок различных племенных групп. Среди местной культуры резные деревянные маски носят духовные врачи племени, а различные маски служат различным ритуальным целям. Их можно использовать для празднования хорошего урожая или для духовных церемоний, таких как изгнание злых духов из тела жертвы. Коллекция музея состоит в основном из масок ибана, племенной подгруппы даяков Саравака. Церемониальные маски изображают различные выражения лица, а в некоторые даже имплантированы реальные человеческие волосы, например, на лице.
Также на первом этаже находится модель Общего дома, построенная для изображения традиционных жилых пространств исторических даяков. В предыдущие эпохи даяки практиковали охоту за головами, и человеческие черепа хранились и устанавливались в Общих домах, полагалось, что трофеи принесут хороший урожай и плодородие общине. Копию общинной хижины украшают человеческие черепа. Конечно, практика охоты за головами давно искоренена со времён белых раджей. Нет необходимости терять голову от беспокойства при посещении Саравака сегодня.
Тем не менее, уход за головами не следует воспринимать легкомысленно даже по сей день, до тех пор, пока человеческие черепа присутствуют в Общем доме, есть правила и ритуалы, которым нужно следовать. Головы нуждаются в регулярных подношениях пищи, а под ними горит постоянный огонь. Если этого не сделать, духи голов разозлятся, а это предвещает лишь плохие предзнаменования обитателям Общего дома. На всякий случай, не связывайся с головами.