Многие знаменитые итальянские художники и архитекторы создавали чудеса эпохи Возрождения, но для того, чтобы уместить просторную церковь на крошечном участке земли, нужно быть гением.
И такой гений нашёлся: им был Донато Браманте. В 1472 году миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца открыл новую церковь в своём городе. Его амбиции были велики, а территория под строительство была ограничена оживлёнными улицами. Хор и пространство позади алтаря должны были стать усечёнными, что делало церковь непропорционально короткой. Обходя это препятствие, Браманте придумал оригинальное решение — он изобразил оптическую иллюзию.
Trompe-l'œil (тропмлёй, обманка, обман зрения) – технический приём в живописи и архитектуре, популярный в позднем ренессансе и барокко. Браманте поднял искусство визуального обмана на совершенно иной уровень. При взгляде от входа в церковь создается впечатление гораздо более глубокого пространства, простирающегося дальше за алтарём, чем это есть на самом деле. Оптическому обману способствуют известные условия освещения внутри здания. Иллюзия, конечно, быстро исчезает, когда человек делает шаг от главной оси церкви, но стоит сделать шаг назад, и магия вновь появляется. Как и сама религия, ощущение перспективы и пространства в Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро - это лишь вопрос веры.
Полезно знать
Садитесь на линию метро M1 до станции «Дуомо» (Duomo).