Многовековой храмовый комплекс в центре Бали служит еще как экологическое убежище для процветающей популяции из 500 обезьян.
Длиннохвостые балийские макаки, которые проживают в Обезьяньем лесу, свободно перемещаются по храму — здесь нет клеток и нет стен, в которых обычно содержатся животные в неволе, поэтому у посетителей святилища есть необычная возможность понаблюдать за приматами вблизи без каких-либо преград между ними.
На других территориях Бали к макакам относятся как к вредителям, разоряющим сельскохозяйственные плантации, но в Обезьяньем лесу они почитаются, являются неотъемлемой частью духовной жизни храмов и олицетворяют собой индуистских богов-обезьян. Приматов хорошо кормят и о них заботятся служители храмов из ряда местных жителей. В задачу сотрудников также входит внимательное наблюдение за туристами.
Лес обезьян занимает территорию джунглей площадью 11 га. Он усеян множеством извилистых тропинок и священными скульптурами. Здесь стоят три отдельных храма. В лесу произрастает более 80 различных видов деревьев, которые также служат убежищем для множества птиц, ящериц, белок и оленей. Но главные хозяева здесь все же обезьяны.
В Обезьяньем лесу находится Пура Далем, или храм мертвых. Он представляет собой полную противоположность храмам Пура Пусе (храм происхождения) и Пура Деса (деревенский храм). На его территории находится кладбище и Пура Праджапати (храм кремации), посвященный богу Шиве, который оценивает карму умерших.
На поляне между деревьями возле храма кремации хорошо видны надгробия, где похоронены недавно умершие, а их семьи и близкие проводят пышные праздники кремации, уникальные для балийской культуры. Когда приходит время, семьи умерших выкапывают тела и перемещают на погребальные костры, после чего их прах раздают для семейных святынь.
Самые ранние храмовые сооружения датируются серединой XIII века, но за эти 7 веков они перестраивались столько раз, что грани древнего и нового смешались. Самым священным местом в Обезьяньем лесу является святыня Линга Йони, индуистское изображение фаллоса и матки, которое на протяжении сотен лет стоит внутри храма. Священным пространством комплекса также считается храм для купания, расположенный у ручья, протекающего через лес.
За последние годы ученые со всего мира наблюдали здесь за обезьянами и изучали их повадки.
У входа на территорию леса стоят местные торговцы, предлагающие купить бананы и другие угощения для обезьян. Однако посетители должны помнить, что обезьяны — это дикие животные, которые могут укусить, что вдвойне опасно, учитывая, что они зачастую являются переносчиками опасных болезней. Никто не помешает вам кормить обезьян, но если животное вас укусит, ответственность за это целиком будет лежать на вас. Сотрудники комплекса советуют туристам предоставить заботу о кормлении макак им.
Полезно знать
Вход стоит 40 000 индонезийских рупий (около 3 $) для взрослых, 30 000 индонезийских рупий (около 2,25 $) для студентов. Время работы: понедельник-воскресенье с 8:00 до 18:00. Парковка бесплатная.