В парижском Музее на набережной Бранли (Musée du quai Branly), разделённом на четыре секции — Африка, Азия, Америка и Океания, — выставлено множество экспонатов, посвящённых искусству коренных народов незападных цивилизаций всего мира. Прогуливаясь вдоль его удивительной коллекции, легко понять, почему эти древние шедевры так вдохновляли великих европейских художников XX века.
В музее одновременно выставляется около 3500 экспонатов из общей коллекции в 450000 экспонатов. В секции, посвящённой Океании, среди множества сокровищ можно увидеть деревянные корабельные носы со свирепыми крокодильими головами, которые когда-то украшали каноэ племён Папуа-Новой Гвинеи, или гордого моаи с острова Пасхи.
Перейдя в зал Африки, вы будете очарованы сотнями ритуальных масок, изготовленных племенами со всего континента. Эти маски окутывают вас печалью, радостью, страхом или благоговением, которые испытывали изготовившие их мастера. Помимо масок взгляд приковывают традиционные племенные украшения, которые в день свадьбы надевали целые поколения алжирских невест.
В зале Азии вас ждёт магия индонезийских кукол театра теней, а в секции, посвящённой Америке, стоит леденящая кровь каменная скульптура бога смерти майя Апуха, которая на протяжении веков была скрыта в гватемальских джунглях. Все эти сокровища говорят о богатой мифологии и тысячах способов, которыми люди во всём мире выражали любовь, страх, надежду, смерть, природу и мир.
Многие экспонаты из залов Африки и Океании когда-то выставлялись в галереях дворца Трокадеро, где их посещали Пабло Пикассо, Амедео Модильяни и Поль Гоген. Эти художники были настолько вдохновлены увиденным, что начали критиковать, подвергать сомнению и ломать застойные концепции западного искусства, которые доминировали в конце XIX в. и начале XX в., а также искать более глубокое понимание того, что значит быть человеком.
Музей на набережной Бранли имеет в некотором роде скандальную славу, поскольку многие из его экспонатов были завезены (а иногда и похищены) в период с XVIII по XIX века во время колониальной экспансии Франции и других европейских империй, которые оправдывали свои завоевания, утверждая, что у них есть законное и религиозное право на земли коренных народов. Находясь в центре продолжительных споров по поводу «деколонизации» западных музеев, Музей Бранли в результате предпринял несколько серьёзных шагов, чтобы исправить исторические ошибки, и вернул многие артефакты, имеющие религиозное значение, в страны их происхождения.
Полезно знать
Как и большинство парижских музеев, Музей на набережной Бранли огромен, и здесь есть что посмотреть. Рекомендуем выделить на посещение не менее двух часов, а ещё лучше — прийти сюда ещё раз.
Музей расположен в 7-м округе на берегу Сены, всего в 10 минутах ходьбы от Эйфелевой башни.