Ежегодно в феврале, незадолго до Масленицы, в словенском городке Птуй проходит 10-дневный фольклорный фестиваль под названием «Курентованье». Кульминацией празднования становится музыкальное шествие красочных персонажей: копьеносцев, фей, медведей, гигантских кур и женщин, несущих пьяных мужчин в корзинах («шоштаньски коши»). Центральным элементом всего этого действа служит танцующая фигура Курента — рогатого, неповоротливого существа, одетого в овчину, с длинной темной мордой и большим красным языком.
Первый организованный фестиваль «Курентованье» был проведен в 1960 году с целью сохранения богатых традиций и обычаев региона с центром в Птуе. Ключевыми персонажами в этом ритуале выступали мифические боги, демоны и другие существа из фольклора, в том числе куренты.
Современная традиция гласит, что курент — это озорное, почти демоническое существо, которое прогоняет зиму и возвещает начало весны. Делает он это с помощью пояса, увешанного цепями и колокольчиками, и жежевки — дубинки с ежовыми иглами.
Однако если заглянуть глубже в прошлое, окажется, что роль и происхождение Курента не так уже прозрачны. В одних народных сказках он описывается как символ безудержной радости и любитель вина (своего рода славянская версия Бахуса и Диониса). Другие утверждают, что это злобное лунное божество или же распутный демон плодородия. Ряд признаков связывает его со славянскими мифами о сотворении мира из яйца и ужасных наводнениях, где Курент предстает как спаситель человечества (хоть и любящий выпить).
Не обязательно посещать «Курентованье», чтобы прочувствовать дух легендарного персонажа. В Птуйском замке хранится коллекция фестивальных костюмов и традиционных масленичных масок, позволяющих взглянуть на Курента вблизи.
Полезно знать
Костюмы Курента и других фестивальных персонажей можно найти в Коллекции традиционных карнавальных масок в Птуйском замке, рядом с кассой.