Над сельской местностью равнинного центра Италии, словно маяк, манящий путешественников, возвышается колокольня в романском стиле. Тысячелетнее аббатство Помпоза - это историческое место, о котором, к сожалению, туристы очень часто забывают. Стены бывшего бенедиктинского монастыря, украшенные прекрасными произведениями искусства, стали свидетелями рождения музыкальной нотации, «отцом» которой был монах по имени Гвидо.
Гвидо д'Ареццо (Гвидо Аретинский), живший в XI веке, был итальянским бенедиктинским монахом и теоретиком музыки. Во время своего пребывания в аббатстве он понял, что певцам нужен более быстрый и лёгкий способ запоминать песнопения, которые так часто заполняли священную атмосферу монастыря. Гвидо создал систему, использующую знаки и цвета для обозначения высоты тона, превращая музыку в кодированную информацию, которую можно прочитать и записать на бумаге, а не просто сохранить в голове. Это событие стало революционным в мире музыки.
К сожалению для Гвидо, его изобретение вызвало лишь гнев среди собратьев, которые (как это часто бывает) противились новым методам. Он был вынужден уехать в город Ареццо, где стал дирижировать большой группой певцов собора. Находясь там, он продолжал делать музыкальные достижения: одним из основных изобретений Гвидо стала сольмизация, в которой слоги «Ут, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» («Ут» позже превратилась в «До») представляли ноты гаммы.
Гвидо увековечен в Ареццо статуями и мемориальными досками, а в аббатстве Помпоза имеется великолепный музей-библиотека, который хранит средневековые драгоценности, такие как редкие рукописи времён Каролингов и яркие фрески, украшающие внутренние стены церкви. Само аббатство закрылось после ухода монахов в 1650-х годах из-за растущей бедности и малярии.