В самом сердце колониального города Агуаскальентес находится удивительно огромный новый художественный музей и культурный центр. Само здание этого музея стало ярким примером «адаптивного повторного использования».
Музей занимает здание бывшего железнодорожного депо: через стеклянные панели на полу можно увидеть остатки старых путей, которые отдаются эхом в обширных интерьерах из стали, кирпича и бетона. Однако это огромное пространство не ощущается стерильным или неприветливым. Выставочные залы будто бы внушают благоговейный трепет и кажутся уютными, несмотря на свои размеры.
«Архитектура центра в первую очередь отвечает пространственным потребностям железнодорожного депо», - говорит Иоланда Эрнандес, координатор музея «Эспасио». Первоначальное местоположение диктовало очевидную архитектурную форму музея, который в свою очередь также заимствовал дизайнерские идеи у других современных культурных объектов, например, Национального центра искусств и культуры Жоржа Помпиду. Тонкая игра света и тени в сочетании с размерами интерьера и масштабными работами создают ощущение бесконечных возможностей внутри стен, позволяя произведениям искусства по-настоящему дышать.
Открытый в 2016 году музей «Эспасио» привлекает посетителей выставками выдающихся художников, таких как Хавьер Марин и Яннис Кунеллис. Всего за несколько лет он побил рекорд посещаемости и стал самым посещаемым музеем во всём Агуаскальентесе. Во многом это было связано с открывшейся выставкой художника из Мичоакана Хавьера Марина, чьи работы выставлялись и в других странах, например, в Королевских музеях изящных искусств Бельгии и в Луврском дворце в Париже.
Выставка Марина под названием «Клароскуро» включает в себя несколько возвышающихся скульптур мужского и женского пола, вырезанных из священной секвойи. Большинство музеев обычно не в состоянии вместить такую масштабную работу в четырёх стенах, но огромное пространство музея «Эспасио» позволило выставить скульптуры прямо в одной из главных галерей. Внушительные стены также позволяли произведениям искусства развиваться необычным образом и приобретать новые размеры.
На выставке Хавьера Марина также представлены скульптурные головы и искажённые лица обезглавленных людей и падших ангелов, корчащихся в агонии и напоминающих что-то из «Ада» Данте. В искажённых формах проявляется ощущение движения, и строгие интерьеры музея будто бы высвобождают чистилищную атмосферу экспоната, балансирующую между спокойствием и пыткой, миром и тревогой.
«Благодаря этой монографической выставке зритель может совершить экскурсию по более чем 30-летнему художественному опыту [Хавьера Марина], начиная от графики и заканчивая живописью и скульптурой, – говорит Эрнандес. – Тщательное изучение материалов, техник и эстетики в каждой из более чем 70 работ, выставленных в залах, показывает чёткий контраст между жизнью и смертью, светом и тьмой».
В каждой работе, посвящённой последствиям войны, прослеживаются следы политического возмущения художника и его одержимости запечатлением человеческого состояния. «Хавьер Марин берёт за основу человеческую природу и придаёт ей разные черты и недостатки, превращая их в эстетическую красоту. Все эти детали хорошо видны зрителю во многом благодаря соучастию архитектурного пространства музея», - продолжает Эрнандес.
Размещение подобных монументальных, жанровых произведений искусства выглядит уместным в таком исторически богатом месте. «Конкретно для коренных жителей штата музей представляет собой символ меланхолии и единения, - говорит Эрнандес. - У каждой местной семьи был родственник или близкий, работавший в железнодорожном депо в эпоху его расцвета, поэтому само это пространство очень любимо обществом».
Полезно знать
Музей «Эспасио» открыт с 11:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.