Менее чем через сто лет после того, как испанские конкистадоры опустошили империю ацтеков, брат Андрес де ла Мата де Барриос занялся строительством церкви Святого Архангела Михаила. Он силой заставлял местных жителей тут работать. В результате столкновения этих двух культур произошло одно из самых странных совпадений культурной и религиозной символики в Мексике, если не во всём Новом Свете.
В своей законченной форме архитектура церкви Святого Архангела Михаила приняла стиль крепости, предпочитаемый монахами-августинцами в тот период. Тут присутствуют все необходимые элементы католического богослужения - алтарь, колокольня, неф, скамьи, исповедальни и т. д. И только типичные фрески, изображающие библейские сцены, скажем, Бога Творца или чудеса Иисуса, в этой церкви пересекаются с мифологией индейцев отоми.
Стены церкви покрыты яркими фресками, изображающими фигуры из мифологии отоми в костюмах, которые предшествовали испанскому завоеванию. Рыцари-ягуары, воины-орлы, воины-койоты с оружием ацтеков изображены в кровопролитных битвах. Что ещё непонятней, все изображённые на стенах проявления местной веры, включая перечисленные элементы, были запрещены после победы испанской армии над местными племенами. Для фресок в Церкви Святого Архангела Михаила по непонятным причинам сделано исключение.
Позже археологи определят, что символика, стоящая за иконографией животных и сцен сражения, рассказывает в основном историю о священной войне, приправленной христианским влиянием. Похоже, что для безымянных художников и жестоких воинов, которых они увековечили, борьба между старым и новым порядками имела центральное значение.
Как монахи дозволили угнетённому народу рассказать в искусстве его запрещённую историю на стенах этого святого места, и как эти фрески уцелели в ходе 16 столетия, остаётся столь же удивительным и загадочным, как и сами рисунки.