Ожидаемо, что в разгар экономического спада вокруг открытия концертной площадки и конференц-зала стоимостью 164 миллиона евро будет много споров. Но теперь, когда шум вокруг условий, в которых была создана Харпа, утих, можно признать, что храм Рейкьявика, объединяющий людей и звук, получился потрясающим.
Мечты о достойном внимания музыкальном доме в столице Исландии восходят к 1881 году, но время, чтобы, наконец, сделать эти мечты реальностью, не могло быть выбрано хуже. Когда в середине 2000-х годов началось проектирование Харпы, датская архитектурная фирма Henning-Larsen и датско-исландский художник Олафур Элиассон планировали создание не только концертной площадки, но и роскошных апартаментов. Планировалось создание отеля на 400 номеров, а также торговых площадей и эксклюзивной парковки. Тем не менее, пока разрабатывался проект, экономика Исландии переживала полный крах, и в отличие от большинства других стран мира, банки и корпорации не получали финансовой помощи от исландского правительства, которое оставило островное государство в уникальном финансовом положении.
Пока экономика Исландии восстанавливалась, Харпа томилась в наполовину построенном чистилище. Так продолжалось до 2009 года, когда правительство спасло проект, несмотря на возмущение граждан. К тому времени, когда концертный зал был завершен, Харпа стала, по словам его создателя-художника, “конференц-центром, который неразрывно связан с музыкой”, а не наоборот, как первоначально предполагалось, хотя это может показаться болезненным компромиссом.
Несмотря ни на что строение получило высокую оценку, особенно в связи с тем, что оно принципиально изменило вид Рейкьявика. Вживую Харпа выглядит даже лучше, чем в архитектурных эскизах. Звукорежиссеры любят его за отличную акустику зала, то есть, она столь же функциональна, как и приятна на слух. Находятся и экономисты, которых поражает сам факт ее существования.
Расположенный на краю оживленной гавани Рейкьявика, где огромные корабли входят и выходят из порта, зал Харпа привлекает внимание. Ее стоит посетить, даже если в этот день тут нет ни концерта, ни конференции. Туристам будет интересно блуждать в её гладких, похожих на ульи внутренних помещениях, или наблюдать, как корабли неведомо откуда проникают в это сверкающее величественное укрытие и покидают его.