Цыганский народ веками селился по всей Европе и Америке, и сложно представить, что у этой кочевой культуры было централизованное руководство. Однако до 1930-х годов у них действительно было несколько так называемых цыганских царей.
В отличие от большинства других монархов, цыганский царь выступал в качестве связующего звена между своим народом в определённой стране или регионе и гаджо, то есть нецыганами. Во многих странах, включая Польшу, правительства признавали царей в качестве официального представителя цыганского народа и лица, ответственного за сбор налогов. Короновались они в церкви, и на торжестве обычно присутствовал премьер-министр.
В Польше этот титул восходит к XVII веку и на протяжении многих лет имел разное значение. К началу XX века лидер цыганской общины в Польше был очень могущественным, объединив единолично в своих руках большую часть цыганского народа . Всё изменилось во время Второй мировой войны, когда десятки тысяч цыган наравне с евреями были уничтожены нацистами.
В этот период цыганским царём был Рудольф Квиек, и он стал последним носителем этого титула в Польше. Несмотря на зверства Холокоста, Квиек, как сообщается, сотрудничал с немцами, указав на поселения цыган в обмен на безопасную эвакуацию для себя и своей семьи. Однако нацисты свою часть сделки не выполнили, и Квиек остался в Польше.
Позже, при коммунистическом режиме, Квиек отказался от титула царя и провозгласил себя «цыганским президентом». Однако правительство Польши больше не желало признавать его власть. Говорят, что с тех пор в стране назначались новые цыганские цари, но они представляли только небольшие группы и общины, а не целый народ или страну. Поэтому Квиек считается последним цыганским царём в Польше. Его могилу можно найти на православном кладбище в Варшаве.
Полезно знать
Чтобы найти могилу, войдите через главные ворота православного кладбища и пройдите мимо магазина цветов и свечей. Поверните налево и идите до самого конца. Затем поверните налево на Т-образном перекрёстке. Могила Квиека находится почти сразу справа