Многие жители Будапешта слышали про «Эпрешкерт», но лишь немногие знакомы с историей эстетической страны чудес, скрытой за его стенами. Уже более столетия парк служит одним из важнейших центров городской художественной сцены.
Недалеко от проспекта Андраши расположился романтически названный «Эпрешкерт» («шелковичный сад»). Изначально сад был муниципальным, и до 1870-х годов в нём выращивали тутовые деревья, или шелковицу. Урбанизация привела к тому, что город пожертвовал часть территории художникам, которые помогали в выполнении муниципальных работ.
Первым творцом, который основал свою мастерскую прямо у сада, стал скульптор Адольф Хусар. На участок с северной стороны сада переехал Венгерский университет изобразительных искусств, и всё больше художников начали обосновываться в этом месте, следуя примеру Хусара. Зелёная поляна в центре стала персональным садом художников, гуляя по которому можно было встретить лучших представителей венгерской Прекрасной эпохи (Belle Époque).
При поддержке местного правительства художники превратили «Эпрешкерт» в прекрасный общественный парк. Несколько павильонов были вынесены за пределы мастерских и установлены здесь. Алайош Штробль, известный скульптор и профессор университета, благоустроил «шелковичный сад». С помощью своих учеников Штробль также демонтировал 150-летнюю часовню на площади Кальвария и камень за камнем перевез её в «Эпрешкерт». Он также сохранил обитающих здесь экзотических животных, в том числе обезьян, павлинов, оленей, аистов, а также золотых рыбок, плавающих в фонтане.
К 1880-м годам «Эпрешкертская колония художников» стала широко известна. Те, кто мог себе это позволить, покупали особняки и квартиры в процветающем районе. Скульпторы жили на улице Лендвай, а художники — на улице Байза. Социальная жизнь процветала в совместном особняке романиста Мора Йокаи и художника Арпада Фести. Впоследствии приёмная дочь писателя вышла замуж за известного художника.
Поскольку «колония» была передана в дар художникам местным правительством, только те, кто имел лучшие связи в мэрии, могли там жить. Сад приобрёл ошеломляющий успех — император Франц Иосиф и другие члены королевской семьи часто посещали «Эпрешкерт» и проводили королевские вечера среди местной богемы.
К началу 1900-х творческое общество в Будапеште изменилось и рассеялось. К счастью, большая часть очарования времён Прекрасной эпохи была сохранена Университетом изящных искусств. Сад открыт для посещения в определённое время, например, во время выставок в конце года, когда студенты, изучающие современное искусство, выставляют свои работы среди тех же кустов шелковицы, что и мастера XIX века.
Полезно знать
Сад можно посетить только в определённое время.