Чикагский университет преследует призрак — призрак коммунизма. По крайней мере, так говорят экскурсоводы кампуса будущим студентам, проходящим мимо бруталистского произведения искусства «Диалого» каждую весну.
Абстрактная металлическая скульптура с мощными балками, переходящими в мягкие сферы, и грубым крюком, нависающим сверху, была создана в 1971 году художником итальянского происхождения Вирджинио Феррари. Статуя, расположенная в дальней восточной стороне внутреннего двора, не производит особого впечатления, пока вы не узнаете её возможный смысл.
Университетская легенда гласит, что каждый год 1 мая ровно в 12:00 «Диалого» отбрасывает тень, которая очень похожа на серп и молот — международный символ коммунизма и единства рабочих и крестьян. Говорят, что Феррари спроектировал статую и разместил её так, чтобы бросающиеся в глаза фигуры появлялись в первый день мая, когда во всём мире отмечается Международный день трудящихся. Установить серп и молот в американском университетском городке в 1971 году, когда холодная война с коммунистическим Советским Союзом была в самом разгаре, было бы смелым шагом. Такой поступок граничил бы с прямым предательством Чикагского университета. Ведь здесь работал Милтон Фридман и другие экономисты, адепты тех самых принципов рыночного капитализма, которые коммунисты на протяжении всей своей истории стремятся изжить.
Так это правда? Факты неоднозначны. Крюк скульптуры, по-видимому, отбрасывает тень в форме отчётливого «серпа» в разные дни года, а не только 1 мая. Чтобы в округлых тенях увидеть молот, пересекающий полумесяц, требуется проявить воображение. Ежегодно 1 мая вокруг этого произведения искусства собираются толпы посетителей. Те их них, на которых скульптура не производит особого впечатления, похоже, согласны со специалистами по солнечным часам, утверждающим, что ни под каким углом тени не сформируют очертания молота.
Те, кто остался разочарованным, смогут найти объяснение в словах самого художника. В интервью журналу Чикагского университета на открытии скульптуры Феррари сказал: «Я хочу, чтобы эта работа напоминала обо всех частях мира. Три из четырёх элементов, представленных здесь, — грубые геометрические формы, символизирующие разнообразие, боль и кризис, которые сопровождают жизнь на любом континенте».