Размеры этой погребальной камеры впечатляют не меньше, чем её предыстория. Это место последнего упокоения Уильяма Генри Миллера, человека, который был столь же загадочен, сколь и богат. Миллер, будучи членом парламента от Ньюкасла, редко приезжал в Эдинбург и был отчасти затворником, но ему принадлежали большие участки земли в городе, в том числе эта пустошь, посреди которой спустя 8 лет после его смерти был построен 9-метровый мавзолей.
Отчасти из-за того, что Миллера никто не видел, по городу стали распространяться слухи о том, что этот джентльмен на самом деле был женщиной (в XIX веке женщины не могли владеть землёй). Итак, начали возникать предположения, что, чтобы обойти закон, женщина взяла себе образ мужчины, и что эта тщательно продуманная гробница должна была помочь скрыть личность владельца.
Но есть другое, более правдоподобное объяснение этому великолепию стоимостью 20 000 фунтов стерлингов. Поскольку гробница была построена во времена повального похищения тел, когда трупы незаконно выкапывали и продавали развивавшимся медицинским школам, вполне вероятно, что у Миллера было опасение стать жертвой этих похитителей. Поэтому считается, что он вложил немалые деньги в строительство защищённого места для упокоения глубиной 9 м вдали от церковных кладбищ (откуда чаще всего похищали тела), чтобы никто не смог добраться до его останков. В дополнение к огромному мавзолею у него также был массивный гроб, облицованный свинцом.
Миллер был большим поклонником и коллекционером редких антикварных книг, что может объяснить тематику двух изящно украшенных мраморных панелей, изготовленных архитектором Дэвидом Риндом. На южной стороне изображено «Низвержение Фараона в Красное море», а на северной – «Песнь Моисея и Мириам». Первый барельеф был изготовлен в 1861 году, а второй – в 1863 году. Утверждалось, что любовь Миллера к книгам была настолько велика, что он якобы носил с собой линейку и мерил высоту каждого тома перед покупкой. Из-за этого книготорговцы в Лондоне прозвали его «Измеритель Миллер».
В те времена люди со всего континента приезжали полюбоваться этими панелями, считая их «самыми удивительными скульптурными произведениями столетия». Сегодня местные жители называют этот мавзолей просто Крейгентинни-Марблс (Мраморы Крейгентинни) по аналогии с Мраморами Элгина, хранящимися в Британском музее. Местный боулинг-клуб, который находится рядом с мавзолеем, включил его изображение в свою эмблему.
На гробнице установлена мемориальная доска, которая гласит: «Этот монумент был воздвигнут в память о Уильяме Генри Миллере и его родителях Уильяме Миллере и Марте Роусон или Миллер. Здесь похоронены:
Марта Миллер, умерла 11 января 1827 года;
Уильям Генри Миллер, член парламента от Ньюкасл-андер-Лайм, родился 13 февраля 1789 года, умер 31 октября 1848 года;
Сара Марш, родилась 20 апреля 1792 года, умерла 8 августа 1860 года;
Эллен Марш, родилась 29 августа 1801 года, умерла 4 ноября 1861 года.
Все из Крейгентинни и Бритвелла, Бакингемшир.
Мавзолей был освящён 13 сентября 1860 года. Скульптуры были добавлены в 1866 году. Архитектор Дэвид Ринд, Эдинбург. Скульптор Альфред Гатли, Рим».
Полезно знать
Мавзолей виден в любое время, но из-за ограды подойти близко нельзя. Оставить машину можно на парковке боулинг-клуба или на любой из уличных стоянок в этом районе. Улица Крейгентинни-Кресент примыкает к дороге A1140 до Портобелло, по которой ходит несколько автобусов.