Ничто так не сбивает с толку археологов и историков, как старинные искажения фактов. Те искажения фактов, которые теперь сами являются частью истории.
Например, хрустальные черепа, которые были якобы обнаружены в джунглях Белиза в 1920-х годах и считались артефактами майя возрастом 3600 лет, но, как оказалось, были изготовлены в 1840-х годах. Или рукопись Войнича, написанный на непонятном языке иллюстрированный манускрипт XIV-XV века, который, вероятно, попросту является тарабарщиной, предназначенной либо для дискредитации священника-иезуита Афанасия Кирхера, либо для получения неизвестным автором славы и богатства. Или геоглиф «Великан из Серн-Эббас». Это изображение гиганта в английской глубинке, который держит дубинку и щеголяет огромным фаллосом, считается рисунком эпохи неолита, но, вероятнее всего, это творение каких-то шутников XVII века.
Самое неприятное в этих старинных «липах» - то, что их трудно отделить от реальной истории. Бывает сложно распознать вещь, изготовленную в XVII веке так, чтобы она выглядела будто из XV века. Астронавт на соборе Саламанки - на самом деле не мистификация, а одобренное современное дополнение к декору. Однако у него есть все признаки того, что может привести к большой путанице примерно через 500 лет.
Готический собор Саламанки, построенный в период между 1513 и 1733 годами, в 1992 году был отреставрирован. У строителей и реставраторов соборов есть традиция добавлять от себя к декору фасада новые детали в качестве своего рода подписи. В случае с этим собором, с одобрения служителей художнику Херонимо Гарсии разрешили добавить к декору фасада несколько современных деталей. Помимо астронавта, «плавающего » среди виноградных лоз, он добавил фигуры дракона, поедающего мороженое, рыси, быка, аиста, кролика и рака.
Несмотря на наличие официальной документации о том, что астронавт был добавлен недавно, эта фигурка уже породила в легко поддающихся влиянию умах идеи о древних космических путешествиях и инопланетном вмешательстве.