Не могу сказать, что я силен в фотографии. Все мои фото сделаны на айфон. Снимки, которые я не выкладываю в блоге, просто хранятся на жестком диске. Тем не менее, я убежден в важности фотографий, так как они – вместилище воспоминаний. Вы смотрите на снимок и вас захлестывают мысли, чувства и запахи, уносящие в давно забытое место. Сегодня профессиональный фотограф Лоренс Нора, автор блога Finding the Universe, представляет серию из 5 статей о том, как повысить свои навыки в искусстве фотографии. Первая часть рассказывает о композиции и кадрировании.
В 2009 году я бросил работу в сфере IT и отправился путешествовать по миру. Первым местом, которое я решил посетить, стала поразительная страна Австралия. Мне отчаянно хотелось запечатлеть свои приключения. Я начал фотографировать в 13 лет, но лишь во время этой поездки сосредоточился на изучении искусства фотографии и понял, что это именно то, чем бы мне действительно хотелось заниматься.
Я быстро осознал тот факт, что фотография – это навык, для овладения которым требуется время, усилия и практика.
И дело далеко не в оборудовании – за выдающимися снимками всегда стоит выдающийся фотограф.
В этой статье я расскажу 8 простых советов, которые сразу же сделают свои фотографии лучше. Следуя этим правилам, вы не будете совершать типичных ошибок.
Оглавление
Композиция: делаем фото, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО будут нравиться людям
Человеческий мозг обожает шаблоны и структуры. Мы всегда стремимся найти шаблон – будь то форма облаков, симметрия зданий или сочетающиеся между собой цвета. Что-то в этом нас определенно привлекает.
Чтобы быстро постичь искусство фотографии, следует разобраться в шаблонах и понять, какие структуры воспринимаются нашим мозгом как приятные. Именно этому учит композиция. Изучите и используйте на практике перечисленные ниже правила, и ваши фото все чаще будут нравиться другим.
Прежде чем перейти к правилам, обратите внимание на несколько базовых принципов. Во-первых, убедитесь в том, что камера выравнена. Нам не нужны заваленные горизонты. Как правило, мозг воспринимает их как нечто не очень приятное; это как скрежет ногтей по меловой доске.
Во-вторых, замрите. Чтобы не допустить размытия изображения, во время съемки необходимо быть неподвижным. Удерживайте камеру обеими руками и не двигайтесь. Или используйте штатив.
Правило третей
Одно из самых важных правил композиции - правило третей.
Недавно я узнал интересный факт: младенцы, когда учатся выделять лицо матери среди других лиц, условно делят его на три части: глаза, нос и рот. Именно этот принцип положен в основу правила третей.
Согласно этому правилу, вы должны разделить снимок на три равные части. Это можно сделать по вертикали, по горизонтали либо в обоих направлениях. Целью является размещение основных элементов композиции в полученных третях.
В настройках фотоаппарата найдите сетку, которая накладывается поверх экрана предварительного просмотра. Появятся две вертикальные и две горизонтальные линии.
Взгляните на мой снимок из парка сюрреалистических скульптур, расположенного глубоко в сердце Австралии, поверх которого я наложил сетку, чтобы показать горизонтальные и вертикальные трети.
Сетка позволяет увидеть композицию снимка: одна треть кадра приходится на землю и две трети – на небо, а самолет слева расположен на левой линии сетки, недалеко от места пересечения двух линий.
Размещение объектов в точках пересечения естественным образом притягивает к ним внимание наблюдателя, поскольку именно в этих местах фокусируется наш взгляд. Это правильный шаг на пути к построению хорошей композиции.
Еще одним любимым мной объектом съемки является закат. Мне нравится, что закаты всегда разные. Не оставляет меня равнодушным и превосходный свет в это время суток.
Чтобы сделать отличный снимок заката, нужно скомпоновать кадр таким образом, чтобы две трети занимало небо, и одну треть земля или море. Следует избегать деления кадра пополам, это не производит необходимого эффекта. В качестве подтверждения ниже представлен снимок заката в Санта-Круз. Кроме того, в левой трети кадра присутствует интересный объект.
Ведущие линии
При составлении композиции фотографии мы стремимся сделать объект и фокус снимка максимально очевидными для зрителя.
Один из способов этого достичь – ведущие линии, то есть использование естественной географии места либо других вещей, на которые зритель обратит внимание в первую очередь, после чего перейдет по ним взглядом к основному объекту.
Превосходными ведущими линиями являются дороги, особенно на масштабных пейзажных снимках. Во время поездки в Новую Зеландию мне хотелось сделать фото-историю восхождения на гору Таранаки, ставшего для меня одним из самых любимых приключений в этой стране. С самого начала пешеходная тропа выступила отличной ведущей линией, которая помогла мне отобразить все мое путешествие. Тропа притягивает взгляд зрителя к кадру, после чего уводит его вверх – к горе.
Еще один хороший пример ведущей линии – это фотография из Италии, на которой я иду по железнодорожным путям. Естественно, это допустимо делать только на неиспользуемых или малоиспользуемых путях!
Идеей этого снимка было создание автопортрета как символа моей кочевой жизни. Параллельные рельсы, которые, кажется, вот-вот сойдутся в одной точке, стали отличной направляющей для взгляда зрителя, ведущей его к предмету снимка – мне. Я ощутил, что таким образом я сумел передать свою страсть к странствиям.
Передний, средний и задний план
Доводилось ли вам фотографировать гору либо силуэт города, а позднее, взглянув на снимок, удивиться, почему фото не передает величие той картины, которую вы видели перед собой?
Вероятно, это происходит потому, что фотография двухмерна, и вам не удалось передать ощущение масштаба, который очевиден в момент съемки.
Составляя композицию снимка, подумайте о том, какие элементы окажутся на переднем, среднем и заднем планах. Это особенно важно для пейзажной фотографии.
Вот пример снимка заката в Гленко, Шотландия, самом поразительном месте, которое мне довелось фотографировать в 2015 году.
Я использовал камень на замерзшем озере в качестве интересного объекта на переднем плане, который позволил передать масштаб и баланс всего изображения. Взгляд зрителя останавливается на камне, затем перемещается на гору и закат, после чего направляется вглубь долины.
Оказавшись не дома, подумайте о том, что вас окружает. Если в отдалении от вас находится гора, которую вы бы хотели сфотографировать, поищите что-нибудь интересное для размещения на переднем либо среднем планах снимка. Возле реки, например, это может быть лодка. Где-то таким объектом может стать дом. Стадо овец. Машина поможет передать масштаб извилистой дороги.
Снимая городские пейзажи, посмотрите что происходит вокруг. Уличные торговцы, разнообразный транспорт, вывески и витрины магазинов могут стать теми самыми объектами переднего плана, которые позволят передать масштаб городской панорамы либо интересного здания.
Не смогли ничего найти? Проявите фантазию. Пригласите кого-нибудь в кадр, чтобы получился необходимый масштаб. При наличии штатива можно сделать то же самое, что сделал я на снимке с железнодорожными путями: используйте самого себя в качестве объекта переднего плана. Просто помните о том, что не стоит перегружать снимок большим количеством элементов композиции, это может сбить зрителя с толку. Помните, о чем ваша фотография.
Отвлекаясь от крупных задних планов изображения и сосредоточившись на более мелких элементах, вы получите более сбалансированные, приятные изображения.
Еще один снимок из Гленко. Здесь на среднем плане находится дом, позволяющий передать масштаб, в то время как река является цепляющим объектом переднего плана и ведущей линией.
Кадрирование
Эта техника построения композиции не имеет никакого отношения к вешанию картины в раму; она означает использование окружающей обстановки для того, что «обрамить» предмет вашего снимка, показывая зрителю тему кадра и притягивая его взгляд к пейзажу.
На данном изображении из средневекового города Бесалу, Испания, я использовал старинный мост и его отражение в воде в качестве естественной рамки для более нового моста.
Определившись с объектом для съемки, посмотрите, нельзя ли как-то его выделить. Хорошими способами кадрирования является растительность, например ветви деревьев и сами деревья, а также двери и окна.
Взгляните на снимок храма в Аюттхая, Таиланд, дабы понять, что я имею ввиду. Я хотел запечатлеть красоту храма и прилегающей местности, притягивая внимание зрителя к т.н. вату (Wat) в центре.
В данном случае рамка значительно больше самого объекта, однако тема кадра совершенно понятна. Это очень простая техника фотографирования, но требующая осмотра местности. Не бойтесь отойти подальше и использовать зум, чтобы получить нужную вам рамку.
В качестве еще одного примера представляю снимок нижнего Йосемитского водопада (Lower Yosemite Falls), где деревья используются в качестве рамки для водопада.
Мне показалось, что деревья, между которыми расположен водопад, многое привнесли на снимок. Два параллельных дерева обеспечили кадру приятную симметрию.
Есть множество других способов кадрирования. Поэкспериментируйте и посмотрите, что сработает!
Точки фокусировки
Один из способов добиться того, чтобы зрители смотрели в нужное вам место, заключает в том, чтобы сделать резкой только эту часть снимка.
Особенно эффективно это в тех случаях, когда нужно выделить на снимке человека либо животное. Взгляните на свадебные фото либо снимки спортивных событий, и увидите, что в фокусе часто находится только объект съемки.
Мне нравится снимать семейные и дружеские посиделки. По моему опыту, эта техника эффективно позволяет изолировать объект из толпы, чтобы было понятно, о ком этот снимок.
Для начала отмечу, что добиться этого можно с помощью режима «портрет» либо «люди». Здесь представлено еще несколько примеров выделения объекта за счет фокуса.
Использование цвета
Цвет играет важную роль в фотографии, особенно это касается сочетания разных цветов. Например, голубой хорошо работает в паре с желтым (поле подсолнухов), а красный с зеленым (Рождество).
Чтобы понять, как сочетаются цвета, давайте взглянем на цветовой круг.
Как правило, цвета, находящиеся на противоположных сторонах круга, дополняют друг друга. Балансировка таких цветов на изображении не требуется – часто наилучшего эффекта можно добиться, когда на снимке немного одного цвета и значительно больше другого.
Взгляните на снимок выше, где показана прелестная Бухта Нюхавн в Копенгагене. Вы увидите самые разные цвета, однако доминирующим цветом является голубой - цвет неба и воды, контрастом к которому выступают красные и желтые оттенки домов (голубой и желтый находятся на противоположных сторонах цветового круга).
Путешествуя, обращайте внимание на контрастные и сочетающиеся цвета, которые можно использовать на снимке. Отличным началом для вас станут рынки специй, старые европейские города, сельские луга и красочные старинные амбары на фоне зеленых полей.
Рассказываем историю
Помните о том, что в момент, когда вы делаете снимок, вы знаете, что происходит вокруг. Позже, когда вы будете смотреть на фото, вы будете это вспоминать.
Остальные лишены такого преимущества. Для них снимок водопада – это просто снимок водопада. А где же история о том, как вы пять часов пробирались к нему через кишащие насекомыми джунгли? Испарилась. Ощущение свежести, которое вы испытали, когда погрузились в прохладные объятия водопада? И его нет. Это просто двухмерное изображение на экране, которое быстро пролистают и перейдут к другому.
Ваша задача – возродить все то, что было утрачено.
Нам часто говорят, что фотография стоит тысяч слов. И задача фотографа – сделать так, чтобы эти слова были услышаны. Подумайте над тем, как рассказать историю с помощью кадра. Сделайте снимки, которые заставят зрителя стать участником истории. Используйте эмоции, найдите и запечатлейте моменты, добавьте человеческий фактор, чтобы добиться отклика у ваших зрителей.
В качестве примера возьмем фото обезьянки из Рио-де-Жанейро. Эти озорники вели себя весьма нахально, стараясь выпросить у туристов что-нибудь вкусненькое. Они беспрестанно веселились и играли. Я хотел передать все это, и мне удалось сделать фото обезьянки, показывающей мне язык.
Советую обдумать снимок, который вы хотите получить, момент, который нужно запечатлеть, и историю, которую вы хотите рассказать зрителю. Поставьте себя на их место, представьте, что вы смотрите на снимок, не имея никакой другой информации. Исходя из этого попытайтесь скомпоновать фотографию.
Вероятно, это один из наиболее сложных аспектов фотографии, который, как в случае со снимком обезьян, потребует времени, терпения и удачи. Ошибки неизбежны. Однако практикуясь, вы сумеете овладеть этим мастерством!
Заключение
А теперь посмотрите снимки, сделанные вашими любимыми фотографами. Сможете ли вы определить использованные ими техники построения композиции, а также понять, какую историю они хотят рассказать? Думаю, что теперь, когда вы знаете о правилах фотографии, то увидите, насколько они эффективны для создания снимков, на которые хочется смотреть!
Кроме того, нужно больше фотографировать. Мастерство оттачивается на практике. Чем больше фотографий вы сделаете, тем больше вы узнаете о композиции и съемке превосходных кадров. Так что вперед – делать новые фото! Продолжение следует!
Лоренс и Джессика Нора
Британо-американская пара тревел-блогеров. В 2010 запустили свой блог, где пишут исключительно о тех местах, в которых побывали сами. В статьях используют только свои фотографии.
Поделиться в