Колокольня на острове Торчелло

С этой колокольни X века, расположенной на острове, с которого начиналась Венеция, открывается вид на лагуну и современный город вдалеке

Вид на колокольню. На переднем плане - мост Дьявола
Остров Торчелло. Вид с колокольни
Остров Торчелло. Вид с колокольни
Неизвестный фотограф, 1870 г.  Источник: Музей искусства «Метрополитен»
Вид на юг
Колокола находятся в рабочем состоянии

Венеция начиналась с острова Торчелло. Он был заселён в V веке выходцами с материка, бежавшими от вторжения варваров в труднодоступные для армии гуннов земли. Не нужный никому клочок суши с илистыми берегами и солончаками посреди Венецианской лагуны как нельзя лучше подходил на роль убежища.

Несмотря на трудности, Торчелло процветал, пока эпидемия чумы и малярия не опустошили остров. Его жители снова переселились, на этот раз на острова современной Венеции. К XIV веку превратившийся в болото Торчелло был почти полностью заброшен.

Сегодня, стоя на смотровой площадке кирпичной колокольни на этом сонном, полупустом острове, вы можете живо представить себе невероятную историю древнего города-убежища. Действительно, вид с колокольни Торчелло пробудил воображение многих известных писателей.

В середине XIX века английский историк искусства Джон Рёскин в своей знаменитой работе «Камни Венеции» (The Stones of Venice, 1853 г.) охарактеризовал вид с колокольни как «завораживающий, один из тех, каких мало в нашем подлунном мире».

«Насколько видит взор, - пишет Рёскин, - простирается бескрайняя морская пустошь цвета серебристо-серого пепла; она не похожа на наши северные пустоши с их чёрными озёрами и багряным вереском, она безжизненна, она подобна небеленому холсту; всепроникающая морская вода просачивается сквозь корни гниющих водорослей и тут и там поблёскивает в змеистых каналах. Нет над ней ни фантастических клубов тумана, ни бегущих облаков, одна лишь печальная и бескрайняя ширь в тёплых закатных лучах — хмурая, плоско уходящая к мглистому горизонту».

Автор предлагает нам взглянуть сначала на заснеженные горы на востоке, потом на Адриатическое море на западе. Затем он просит нас посмотреть на юг, на красные крыши нескольких небольших домиков, заброшенную часовню и церковь внизу. На горизонте за тихой лагуной он показывает нам башни и палаццо Венеции.

Американский писатель Генри Джеймс представил Торчелло кладбищем: «Торчелло — был городом-матерью Венеции, и кости её лежат сейчас там, незахороненные нечестивыми потомками».

В 1948 году на Торчелло жил Эрнест Хемингуэй. Как и беженцы V века, он искал на острове убежище, но не от варваров, а от пышных венецианских вечеринок. На Торчелло он писал и охотился на птиц. Однажды он поднялся по ступеням колокольни, взяв с собой бинокль. Осматривая окрестности, он размышлял о своём путешествии и о том, куда отправится дальше.

Полезно знать

На Торчелло можно попасть на вапоретто (теплоходе) №12, который отправляется от пристани Fondamente Nove. Колокольня вместе с другими достопримечательностями находится примерно в полукилометре от причала.

Места поблизости

Остров Сан-Микеле

Венецианский остров мёртвых

Остров Лазаретто-Нуово

Предполагают, что остров, служивший карантином во время чумы, является местом обитания «Венецианского вампира»

Разноцветные дома острова Бурано

Община на маленьком венецианском острове решила разукрасить свои дома в яркие неоновые цвета

Драконьи кости в базилике Санта-Мария-э-Донато

За алтарём этой венецианской церкви висят рёбра животного, вероятно, убитого святым в IV веке