Рогатая Мадонна в Капелле Портинари

Необычное изображение Девы Марии и младенца Иисуса объясняется борьбой Римско-католической церкви с катаризмом

Рогатая Мадонна
Статуя Петра Мученика возле базилики; он был обезглавлен катарами
Прекрасная мраморная гробница работы Джованни ди Бальдуччо
Рогатая Мадонна

Расположенная внутри Базилики Сант-Эусторджо Капелла Портинари является замечательным образцом архитектуры эпохи Возрождения в Милане и известна своим прекрасным куполом, богато украшенной мраморной гробницей, красивыми барельефами и выдающимися фресками. Одна из фресок изображает Деву Марию и Иисуса с рогами дьявола. Да, именно так. С рогами. Однако история, вдохновившая это произведение, кажется, всё объясняет.

Капелла Портинари строилась в течение 6 лет и была открыта в 1468 году. Она посвящена святому Петру Веронскому, чей реликварий хранится в ней. Петр Веронский, также известный как Пётр Мученик, был доминиканским монахом, ревностным католиком, активно боровшимся с ересью и возглавившим инквизицию на севере Италии в начале XIII века в самый разгар борьбы Римско-католической церкви с катаризмом. Он был известен среди катаров Ломбардии и соседних областей своими пламенными проповедями и прозелитизмом.

Историю возникновения «рогатой Мадонны» рассказывают примерно так. Пётр Веронский стремился «отвоевать» одного из выдающихся людей, обратившихся в катаризм, который однажды на собрании катаров якобы увидел Деву Марию. Пётр решил докопаться до сути и посетил собрание этой группы еретиков. Среди людей он заметил мать с младенцем, но, благодаря силе своей веры, разглядел на голове у неё маленькие рожки, поняв, что это никто иной, как замаскированный дьявол. Святой со словами молитвы предложил ложной Мадонне церковного хлеба, и сатана, испугавшись, вынужден был бежать. В результате все присутствующие катары отреклись от ереси и возвратились в догматический католицизм.

Автором фресок, повествующих об этом и других событиях жизни святого Петра Веронского, является художник Винченцо Фоппа. После столетий забвения они были снова открыты в конце XIX века и восстановлены в начале XX века.

Места поблизости

Колонна дьявола

Отметины от рогов дьявола на мраморной колонне в Милане

Церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро

Маленькая снаружи, но просторная внутри, эта церковь является прекрасным примером визуального обмана

Статуя L.O.V.E.

Этот гигантский памятник со средним пальцем — недвусмысленный привет итальянским банкирам