Доисторические наскальные рисунки в пещерах Марос-Пангкеп

Эти 40 000-летние трафаретные рисунки рук старше, чем знаменитая наскальная живопись во Франции и Испании

Скальные монолиты и рисовые угодья
Скальные монолиты и рисовые угодья
Закат над рисовыми полями в Маросе
Доисторические отпечатки рук в пещере в Марос-Пангкеп
Трафаретный отпечаток руки на стене пещеры
Вид из одной из пещер

Луч фонаря освещает трафаретные рисунки рук, очертания которых удивительно четкие, учитывая его возраст. Рядом изображен бабирусса — вид дикого «свинооленя», обитающего в Индонезии, — так детализированно проработанный, что половая принадлежность животного (самка) все еще остается различимой спустя почти 36 000 лет. Считается, что это древнейший пример изобразительного искусства в мире.

Наскальные рисунки эпохи плейстоцена распространены в карстовых пещерах регионов Марос и Пангкеп индонезийского острова Сулавеси. Исследователи из австралийского университета Гриффита с помощью уранового метода датирования установили, что одному из отпечатков руки было около 40 000 лет. Эти наскальные рисунки рук и бабирусса немного старше, чем изображения, найденные в европейских пещерах.

Древняя наскальная живопись разрушила существовавшее ранее среди многих западных археологов и историков представление о том, что пещерное искусство возникло на территории современной Европы. Малоизвестные индонезийские рисунки оказались даже старше, чем известные примеры наскальной живописи во Франции и Испании.

Хотя рисунки в индонезийской пещере оценили по достоинству совсем недавно, они не были неизвестными. Голландский археолог Х.Р. Ван Хикерен задокументировал дату их создания и опубликовал свою работу еще в 1950 году. Однако этому факту не придали особого значения, и впоследствии на протяжении 60 лет никаких дополнительных исследований не проводилось.

Причины, побудившие древних людей на создание этих пещерных рисунков, до сих пор неясны. Считается, что места с наскальным искусством являются церемониальными, но нет никаких фактических доказательств этой гипотезы. Одна теория состоит в том, что наскальная живопись была ранней библиотекой, в которой каталогизировали животных и рыб, которыми питались жившие здесь люди. Другая версия заключается в том, что трафаретные рисунки рук могут иметь более символическое значение, например, защита дома (на случай если другой человек придет в пещеру в отсутствие хозяина, он будет уведомлен о том, что пещера занята), выражение связи человека с местом или попытка установить контакт с царством духов.

Чтобы добраться до пещер, нужно проплыть на лодке по узкой реке, а затем в течение часа пробираться пешком вдоль рисовых полей. На верхушках странных пальм с визгами проносятся обезьяны. Рядом, под утесами монолитных скал, пасутся коровы, а утки рыскают в поисках улиток на залитых водой рисовых плантациях.

Полезно знать

Координаты GPS ведут к расположенной здесь же пещере Леанг Петта Кере, в которой также есть доисторические рисунки.

Туристы должны предварительно договориться о посещении пещер, связавшись с университетом Хасануддина или другим индонезийским университетом.

Возьмите с собой бутылки с водой и наденьте подходящую одежду и обувь. Посетить пещеры можно одним днем.

Они находятся примерно в 40 км от аэропорта Султан Хасануддин в Макасаре. Путь пешком и на лодке туда-обратно займет примерно 6 часов.

Места поблизости

Национальный парк Комодо

В этом заповеднике обитают единственные в мире живые «драконы»

Остров Падар

Это бывшее пристанище комодских варанов удивляет редким совмещением разноцветных пляжей: с белым, розовым и чёрным песком