Древнепрусские бабы Северной Померании 

Эти редкие статуи - одни из немногих оставшихся материальных свидетельств древнепрусской культуры

"Gotteslasterer aus Mosgau" (Богохульник из Мозгово)
Прусские бабы
"Mönch" (Монах)
Невысокая фигура слева известна как "Heiligen Stein" (Священный камень)
Древнепрусские бабы Северной Померании

Почти каждая древняя культура создавала каменные образы и орнаменты. От обелисков и сфинксов Древнего Египта до Моай на острове Пасхи, от гигантских каменных голов в Центральной Америке до горы Рашмор, - у людей вседа было внутреннее желание вырезать рисунок или отпечатать историю на куске добытого камня.

Так было в языческих землях древней Померании и Вармии, ныне части Северной Польши. Древние люди, которые тысячелетиями населяли эту территорию, - смесь балтийских племён, славянских родов и скандинавских поселенцев, - сформировали обширную цивилизацию деревень и сообществ, известных в наши дни как "древние пруссы". К несчастью эти многочисленные племена и племенные территории, доминировавшие в регионе, были уничтожены тевтонскими рыцарями в 1200-х годах, и до нас дошли лишь небольшие обрывки их фольклора, письменности и общественных историй.

Из немногих материальных свидетельств, доставшихся нам от древнепрусской культуры - 21 каменная статуя, часть из которых разбросана по всему региону, а оставшаяся часть хранится в международных музеях. Несмотря на то, что они изображают мужчин, местные прозвали их "стара баба пруска", или "древнепрусские бабы".

Эти чудом сохранившиеся статуи высотой в два метра, грубо вытесаны из гранита и песчаника. Они изображают или воина с рогом (ритуальным питьевым сосудом) в одной руке и мечом в другой, или, предположительно, духовную особу со скрещёнными на груди руками. Некоторые обладают деталями вроде ремней, ожерелий, колчанов или щитов.

Статуи родом из двух областей этого района: Бартошицы на северо-востоке Польши, недалеко от границы с Калининградом, и Илавы в северо-центральной части страны, к югу от Гданьска.

Археологи до сих пор спорят о значении камней, были они первоночально изображениями древнепрусских богов, местных воинов или надгробиями для вождей племени. Другая гипотеза имеет чисто языческое происхождение: в древнепрусском фольклоре подобные фигуры часто связаны с людьми, которые магическим образом превратились в камни за различные проступки; часть имеет корни в местных легендах. Некоторые учёные считают, что камни служили границами местных сообществ.

Также неизвестно, когда дошедшие до нас статуи были вытесаны, но большинство полагает, что они относятся к раннему Средневековью - единственные оставшиеся после разрушения тевтонскими захватчиками во время "убеждений" перейти в католическую веру.

Упоминания о 21 статуе были найдены в источниках 1700-х годов, однако лишь столетие спустя их стали выставлять в музеи на всеобщее обозрение и для научных исследований. Некоторые остались в пределах северной части Польши: две на городской площади в Бартошице, ещё две в Музее Вармии и Мазур в Ольштыне, одна во дворе ратуши в Торуни и одна инкрустирована в стену церкви в Притницах.

Но крупнейшая коллекция этих каменных статуй находится за пределами Гданьского Археологического музея, среди них четыре "бабы" находятся на постоянном обозрении. Как и в случае с большинством подобных фигур им были присвоены названия "Монах" и "Богохульник из Мозгово", но их настоящие имена и назначения вряд ли когда-либо станут известны.

Полезно знать

Легко проглядеть каменные фигуры, прогуливаясь вдоль прекрасного речного берега - они прячутся на небольшой травянистой территории на заднем дворе археологического музея.

Места поблизости

Три кабаньи головы в Гданьске

Эта таинственная эмблема в неприметном переулке - герб героического средневекового рода