Музей ряженых

Этот музей посвящён экстравагантным костюмам и причудливым вещам ряженых — традиции более старой, чем сама Филадельфия

Музей ряженых
Музей ряженых
Музей ряженых
Парад ряженых
Парад ряженых
Парад ряженых
Музей ряженых
Музей ряженых
Музей ряженых
Музей ряженых
Парад ряженых
Парад ряженых
Парад ряженых
Музей ряженых
Музей ряженых

«Кто такой ряженый?» — этот вопрос первым возникает у людей, узнавших о существовании этого музея. Что ж, представьте себе бродящую по улицам группу нетрезвых гуляк в масках, требующих еду и выпивку и предлагающих посостязаться в пении: это и есть ряженые.

Термин «ряженый», означающий «человек в маскарадном костюме», возник во времена Средневековья или даже раньше: большая часть обычаев ряженых являет собой смесь христианских и языческих традиций, восходящих ещё к доримской эпохе. Термин подразумевает существование неких костюмированных исполнителей, хотя остаётся неясным, какого рода представления устраивали ряженые в те далёкие времена. Общим аспектом этих представлений, являвшихся одним из видов народных гуляний, были маски, сложные костюмы и обычно многолюдные, шумные представления. «Игры ряженых» и связанные с ними обычаи распространились по всей Европе, приобретя несколько иные традиции и значения в каждом регионе.

Среди этого множества были ряженые, показывавшие акробатические номера и развлекавшие гостей на пирах; ньюфаундлендские ряженые, нетрезвые мужчины в экстравагантных нарядах, требовавшие выпивки; маршфилдские ряженые, шествовавшие по городу под звон колокольчика, чтобы собрать «пожертвования» в виде виски; аристократические ряженые, представления которых можно считать английским предшественником балов-маскарадов. Одними из самых необычных были «социальные ряженые», устраивавшие своего рода состязание в исполнении рождественских гимнов. Группы людей в масках пели для лорда или аристократа, который должен был отвечать куплетом на каждый куплет. Тот, кому это не удавалось, приглашал ряженых в дом, предоставляя им угощение и выпивку. Как можно себе представить, со временем «социальные ряженые» стали вести себя всё агрессивнее: группы пьяных мужчин в масках совершали непристойные действия по отношению к несогласным с ними лордам, нагло требуя еду и спиртное. Генрих VIII даже запретил ряженье, после чего эту английскую традицию заменил французский бал-маскарад, по крайней мере, в аристократических кругах. Хотя позднее в Европе вновь разрешили ряженье, в Ньюфаундленде оно попало под официальный запрет в 1861 году. Причиной было убийство мужчины, совершённое в Сент-Джонсе группой ряженых или намеренно переодетых ими людей. Запрет до сих пор остаётся в силе, но ньюфаундлендцы ежегодно нарушают его, продолжая следовать рождественским традициям ряженья.

В конце XVII века поселенцы, прибывавшие в Филадельфию из всех уголков Европы, а в особенности из Швеции, привезли с собой и традиции ряженых. Одним из обычаев шведов, почти все из которых имели огнестрельное оружие, была «пальба в Новый год» – действо, и поныне связанное с этим праздником.

Члены группы, известной как «Ассоциация новогодних стрелков и ряженых», во время Рождества ходили по улицам и пели, получая в награду еду и выпивку. В сущности, эти пьяные, буйные, вооружённые люди, пропитанные духом языческих ритуалов и скрывавшие свои лица за масками, являлись предшественниками рождественских колядников. Писатели Викторианской эпохи (в особенности Диккенс и Вашингтон Ирвинг) превратили грубых ряженых в тех респектабельных колядующих, о которых мы знаем сегодня... но только не в Филадельфии. Как поют местные ряженые, «вот мы стоим перед вашей дверью, как и год назад; дайте нам виски, дайте джин, откройте дверь и впустите нас. Или дайте что-то вкусное и горячее, к примеру, чашку требухи с клёцками!»

Как правило, они получали свою награду. В 1839 году очевидец описывал мужчин, «переодетых клоунами, кричавших во весь голос и стрелявших из ружей». К 1870-м годам ряженые, популярность которых не убывала, объединились вокруг двух клубов: «комики» и «карнавальные костюмы». Согласно местным репортажам, в 1881 году «группы парадирующих» превратили улицы «почти в бал-маскарад». К 1901 году событие стало массовым, и парад получил официальную поддержку городских властей.

Современные ряженые имеют мало общего с группами нетрезвых людей, бродивших по городским улицам. Парад ряженых представляет собой масштабное событие сродни карнавалу Марди Гра, хотя и имеет иные исторические корни. В нём принимают участие более 10 тысяч человек из нескольких клубов, включая «девичью бригаду» (женщин-ряженых), комиков, карнавальную команду, карнавальную бригаду и струнный оркестр. У каждого из них свои традиции в одежде и исполнении. В отличие от Марди Гра, на Параде ряженых нет духовых инструментов, а лишь струнные и ударные. Многие участники принадлежат к рабочему классу, что не мешает им надевать женские одежды, экстравагантные облегающие костюмы с блёстками и другие наряды, способные посрамить даже Шер и Мадонну. Бригады не жалеют денег на костюмы и реквизит — по оценкам одной из них, расходы на каждое шоу могут достигать 100 тыс. долларов.

В музее хранятся памятные вещи, костюмы и свидетельства выступлений различных бригад и эпох, демонстрирующие богатую и яркую историю этого события. Уникальный Музей ряженых — единственное место в мире, где можно увидеть экстравагантные наряды и познакомиться с историей и традициями самих ряженых. Только здесь посетителям предоставляется редкая возможность узнать, как выглядит сантехник в сверкающем костюме гигантского морского конька, на ходу играющий на саксофоне.

Места поблизости

Волшебные сады Филадельфии

В этом квартале можно увидеть довольно спорные произведения мозаиста Исайи Загара

Гигантские муравьи

Фигуры муравьёв маршируют вверх по стене здания, ставшего культовым в истории панк-рока

Дроболитейная башня Спаркса

Одна из старейших в своём роде

Национальный памятник Тадеушу Костюшко

Самый маленький национальный парк Америки — это бывшая резиденция опального польского национального героя Тадеуша Костюшко