Храм Луны

Снаружи эта открытая пирамида культуры мочика покрыта красочными глиняными фризами

Макет Храма Луны, как он, предположительно, изначально выглядел
Фризы Храма Луны
Раскопанная стена храма с фризами
Многие кирпичи из самана, использовавшиеся в строительстве храмов, были помечены, предположительно, указывая, какая группа или "бригада" сделала кирпич
Художники цивилизации мочика создавали реалистичную керамику
Плитка с изображением бога-творца мочика Ай-Апаэка

Сложно поверить, что древняя пирамида из самана сможет пройти испытание временем, что ветер и дождь не разрушат её за несколько столетий. Но исследователи, выкопавшие Храм Луны (Уака-де-ла-Луна) культуры мочика в Перу, обнаружили, что внутри разрушенной внешней части пирамиды находится несколько более ранних меньших по размеру пирамид, у которых сохранилась не только ступенчатая форма, но и красочные фризы.

Северная перуанская цивилизация мочика (моче) существовала примерно с 100 по 700 год нашей эры и была сосредоточена вокруг комплекса под названием Уакас-дель-Моче, расположенного примерно в 5 км от современного города Трухильо, недалеко от устья долины реки Моче. Засушливое побережье Перу, где обосновался народ мочика, было суровым, и люди прилагали все усилия, чтобы вырастить свои посевы бобовых, кукурузы и картофеля. Помимо строительства сложной системы оросительных каналов они всячески старались умилостивить богов, управлявших погодой: строили огромные храмы и совершали человеческие жертвоприношения. Жрецы наблюдали за ритуальными битвами своих воинов один на один, затем перерезали горло проигравшим и пили их кровь. Также в жертву приносили пленников из соседних племён.

Свидетельства этих жертвоприношений графически зафиксированы на огромных участках фризов пирамиды, а также на искусно изготовленной керамике, найденной в Уака-де-ла-Луна. На фризах изображён бог-творец Ай-Апаэк, который иногда напоминает наполовину человека, наполовину ягуара, а иногда изображается в виде ужасного паукообразного существа, часто называемого «Отсекателем голов». Следует отметить, что жрецы ритуально употребляли кактус Сан-Педро, в котором содержится галлюциногенный компонент мескалин. Это во многом объясняет кошмарную природу и аппетиты божеств, с которыми они общались, а также богатую палитру цветов, украшающую фасад пирамиды.

К сожалению, все жертвы, как оказалось, были напрасны. Исследования ледяных кернов, пробуренных в ледниках Анд, показывают, что, начиная примерно с 536 года, период супер-Эль-Ниньо вызвал 30-летнюю фазу интенсивных дождей, за которыми последовала 30-летняя засуха. В конце концов мочика покинули это место и переселились в долину Ламбаеке на севере. Позже этот район был заселён народом чиму, а в XV веке - инками. Испанцы прибыли сюда в XVI веке, но только чтобы перенаправить реку Моче и разграбить близлежащий и более крупный Храм Солнца (Уака-дель-Соль). Затем это место было заброшено, пока в 1990-х годах не начали раскопки профессиональные археологи.

Археологический объект Уакас-де-Моче (Huacas de Moche) открыли для туристов только с 2011 года, и здесь до сих пор продолжаются раскопки и работы по восстановлению пирамид.

Полезно знать

В 10 минутах ходьбы от объекта находится музей Уакас-де-Моче, где выставлены экспонаты, связанные с культурой мочика. В стоимость посещения входят услуги испаноговорящего или англоговорящего гида. Рекомендуем сначала посетить музей, а затем отправиться в информационный центр, где вы сможете нанять сертифицированного экскурсовода по объекту.

Места поблизости

Кумбе-Майо и Лос-Фрайлонес

Акведук доинкского периода, стоящий посреди каменного леса в Перу

Серро-Сечин

На этом загадочном древнем памятнике удивительно детально изображены жестокие убийства

Не совсем заброшенный город Санья

После того, как крупное наводнение смыло колонизаторов, в течение трёх столетий это поселение частично напоминает город-призрак

Мусео-дель-Хугете (Музей игрушек)

В единственном в Перу музее игрушек представлено практически всё: от свистков доинкского периода до оловянных солдатиков и жуткого вида кукол