Дома-ульи Харрана
Эти древние жилища — свидетельство человеческой изобретательности в условиях сурового климата
Город Харран, расположенный на дороге из Ниневии в Каркемыш, в древности имел большое значение. Впрочем, по отношению к Харрану даже слово «древность» не будет вполне справедливым.
Название города не раз встречается в Библии, однако по стандартам Харрана это — всего лишь недавняя история. Самое раннее из известных упоминаний города относится приблизительно к 3 000 году до н. э., когда королевой Харрана стала принцесса эблаитов. Заглянув на 5 000 лет вперёд, мы увидим, что история не была благосклонна к этому городу. Харран превратился в невзрачную деревню, расположенную на границе Турции и Сирии, и лишь сохранившиеся до наших дней руины дают представление о его прежнем величии.
В современной деревне Харран особенно примечательны группы примитивных домов-ульев. Эта архитектурная традиция зародилась по меньшей мере 3 000 лет назад. Такие дома, сооружённые из саманных или глиняных кирпичей, ограждают своих обитателей от удушающей жары и сохраняют прохладу внутри. Куполообразная форма и отверстие в потолке также функциональны: горячий воздух собирается в верхней части строений, выходя наружу через этот проём.
Ульевидная форма жилищ позволяет им противостоять землетрясениям, ураганам и сезонным ливням, поэтому они используются в наши дни, как и тысячи лет назад. Более того, при необходимости такой дом относительно несложно расширить, всего лишь пристроив к нему другой «улей» и прорубив в стене арочный проход.
Полезно знать
Приведённые выше координаты действительны для центра Харрана. Проезжая по деревне, можно увидеть немалое количество домов-ульев.
Места поблизости
Гёбекли-Тепе
Строения охотников-собирателей, считающиеся древнейшим из известных религиозных комплексов в мире
Балыклы-Гёль
Сакральное озеро с тысячами священных карпов и библейской историей
Немрут-Даг
Мавзолей и священный престол Антиоха I Коммагенского
Калъат-Симъан, или монастырь Святого Симеона Столпника
Место, где находятся остатки столпа Святого Симеона, добровольного мученика, который поднялся на колонну произносить свои проповеди и не сходил с него 37 лет