Изображение Великой богини

Поразительное изображение загадочной «женщины-паука» в Теотиуакане

Остатки древней фрески. Справа виден орёл, а слева - койот
Вид на комплекс Тетитла в Теотиуакане
Общий вид на Теутиуакан с пирамидой Солнца и Аллеей мёртвых
Фреска с изображением Великой богини
Древние муралы с изображением ягуаров (или пум) в головных уборах с перьями
Изображение Великой богини

Кожа на её лице зелёная, а глаза смотрят неподвижным отсутствующим взглядом, словно она находится в глубоком трансе. Через носовую перегородку проходит искусное нефритовое украшение, которое обычно использовалось в Мезоамерике для обозначения статуса. Украшение в носу Великой Богини, изображённой на этой загадочной фреске в Теотиуакане, имеет необычную форму и похоже на клыки ядовитого паука. Действительно, считается, что Богиня была символически связана с паукообразными и стала известна как «Женщина-паук Теотиуакана».

При раскопках Теотиуакана в нескольких местах были обнаружены изображения Великой богини, загадочного божества древней цивилизации, включая эту поразительную фреску в комплексе Тетитла. Однако точное значение богини в культуре и религии Теотиуакана остаётся непостижимой тайной, которую, несмотря на многолетние исследования, так и не удалось полностью разгадать.

На голове Великой богини на фреске Тетитлы надет экстравагантный головной убор, напоминающий те, что носят участники бразильских карнавалов. Он сделан из длинных зелёных перьев квезаля, которые веером расходятся вокруг неё и, как полагают исследователи, символизируют лучи солнца. В центре головного убора видна голова птицы. Считается, что это изображение либо квезаля, либо совы. С шеи богини свисает огромное ожерелье с узорами, напоминающими брюхо змеи. Этот же мотив повторяется в её длинных развевающихся одеждах, края которых она поднимает своими жёлтыми руками.

Фреску с Великой богиней окружают изображения свирепых животных, среди которых рычащие пумы с грозными клыками и украшениями из перьев квезаля на головах. Рядом с пастями этих диких кошек видны символы, которые, как считается, представляют собой сердца принесённых в жертву людей. На одной из сохранившихся фресок можно увидеть ревущего орла с вытянутыми когтями, а также голову хитрого койота или волка. Есть также более мелкие фигуры, которые выглядят как смертные люди, возможно, цари или жрецы, предназначавшиеся для представления духовных сущностей.

На протяжении десятилетий археологи и антропологи выдвигали различные гипотезы, чтобы объяснить, что эта загадочная фигура и её спутники-животные могли бы значить для народа Теотиуакана. Некоторые исследователи полагают, что разгадка её личности кроется в животных, рядом с которыми она изображена. Паук, сова, ягуар и пума - все эти животные ассоциировались у большинства мезоамериканских цивилизаций с ночью, пещерами и темнотой. Эта связь, по мнению сторонников теории, указывает на то, что она является богиней царства преисподней.

Были и другие теории, согласно которым она является воплощением богини-матери, божества войны, воды и земли, или даже может быть изображением нескольких женских божеств, а не одного. Но при заметном отсутствии какой-либо единой убедительной теории значение этого таинственного существа остаётся скрытым песками времени.

Полезно знать

Археологический объект Теотиуакан (включая Тетитлу, за исключением тех случаев, когда в ней проводятся раскопки) открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:00. Стоимость посещения - 80 песо, включая вход в Музей Теотиуакана. Оказавшись в Теотиуакане, вы легко найдёте дорогу к Тетитле. Там есть указатели, и она обозначена на бумажной карте, которую выдают на входе. Если вы не смогли найти дорогу или заблудились, пройдите к «Аллее мёртвых», где обычно есть кто-то из персонала, и вам подскажут направление.

Лучшее время для посещения Теотиуакана - первая половина дня, так как после полудня начинается сильный солнцепёк. Не забудьте взять с собой воду, панаму и солнцезащитный крем. Наденьте удобную обувь и будьте осторожны, забираясь на пирамиды.

Места поблизости

Дворец Кетцальпапалотля

Подземный дворец II века, в котором сохранились остатки фресок доиспанского периода